О проблемах юниорской сборной России

Нижеприведенный текст получен от Константина Волкова — одного из ведущих российских тренеров в летнем ориентировании. Пишет он, как всегда о наболевшем.

Константин Волков:

Константин ВолковВ последние годы создалась хорошая традиция встреч членов летней юниорской сборной команды и сопровождающих лиц после выступления на JWOC со спортивной общественностью России на крупных внутренних соревнованиях. К сожалению, в этом году эта традиция была нарушена, встречи и обсуждения итогов не состоялось.

Напомню, что в 2009 году юниоры на JWOC в Италии не завоевали ни одной медали и ни разу не поднялись на подиум (то есть, не попали в шестерку сильнейших). Представитель ФСО России Ю.Б.Янин на Первенстве в Воронеже 29 июля совершенно справедливо заметил, что проигрыш носил плановый характер.

Поскольку эти планы им не были конкретизированы, я попытаюсь сам их раскрыть. В последние три года я был причастен к выступлениям юниорской сборной: в 2007 году как тренер команды, в 2008 как тренер трех участников сборной и среди них одного медалиста, в 2009 году как тренер, попытавшийся провести подготовку именно к Италии, а не к отборам, но не преуспевший.

1. Выбор мест проведения российских юношеских и юниорских соревнований.

Большинство всероссийских соревнований последних лет проводится в средней полосе России в Воронеже, Пензе, Тамбове, где уровень сложности местностей очень далек от предлагаемых на мировых юниорских чемпионатах. И в Австралии, и в Швеции, и в Италии не делалось никаких скидок на юный возраст – местности, карты, дистанции были вполне взрослого уровня. Спринтерских соревнований в том виде, как это проходит на JWOC ( с большим скоплением публики, в знаках ИССОМ 2007) у нас практически вообще не проводится. JWOC трех последних лет требовали умения бегать и ориентироваться по камням и скалам. Это умение никак не оценивалось на отборочных стартах. На чемпионаты приезжали спортсмены никогда прежде не видевшие скал и камней.

Страна наша велика, есть в ней и сложные местности – Карелия, Саратов, Челябинск, Кавказ, Санкт-Петербург, Смоленск, Нижний Новгород, но всероссийские соревнования там проводятся редко. Вполне допускаю, что в среднюю полосу удобно добираться, там есть соответствующие организаторы и принимающие лагеря и базы, но росту мастерства, соответствующего международному уровню там не достичь.

Еще один аспект, которому не придается значения – объективное отставание российских спортивных карт от карт Европы. Дело в том, что российские карты делаются без GPS навигаторов, без топооснов или по основам советского засекреченного времени, и теперь, когда появилась возможность проверить увязку с помощью GPS, выявились большие плановые невязки на многих российских картах, чего, как правило, нет на картах Западной Европы.

Таким образом, получается, что спортсменам, желающим достигнуть международного уровня, необходимо иметь возможность тренироваться и выступать в Скандинавии и других частях Европы, имеющих сложные местности с хорошими картами на них. Для этого наиболее доступный путь – сотрудничество со стройной клубной системой Финляндии и Швеции. Россия (впрочем, не она одна) в плане технической подготовки стала паразитом на теле Скандинавии, хотя, используя свои резервы местностей и иностранные сборы, можно было бы совершенствоваться и в отечественных клубах и сборных.

2. Практика проведения юниорских и юношеских соревнований.

Всероссийские официальные соревнования в последние годы собирают зачастую около тысячи участников и более полутора сотен в отдельной группе. Вероятно, это способствует массовости и улучшению благосостояния проводящих организаций, но существенно вредит спортивной справедливости. При таком длинном стартовом протоколе неизбежно возникновение троп, к концу соревнований приминается крапива и образуются проходы в «зеленках», поздностартующие узнают от друзей много полезной информации о дистанции, а при наличии старой карты, можно детально обсудить варианты. Маленький стартовый интервал благоприятствует возникновению «паровозов». Позиция в стартовом протоколе оказывается более важной для успеха нежели спортивное мастерство.

Предложения о квалификационных забегах или квоте от территорий, учитывающих достижения отклика пока не находят.

Довольно странно использование для юниорских соревнований общих стартов, которые при недостатке рассеивания и станций для отметки, превращаются в легкоатлетический кросс с мордобоем.

Бытовые условия (прежде всего душ, туалеты) и питание на многих российских соревнованиях очень далеки от уровня, соответствующего требуемым высоким результатам.

3. Тренерские кадры.

Тренерам любой сборной команды необходимо быть в курсе мирового спорта, отслеживать тенденции, быть в круглогодичном контакте с ведущими спортсменами (здоровье, учеба, тренировочный процесс, финансовые проблемы) и личными тренерами, быть знакомым с конкурентами, судьями и функционерами. Общественности и руководству должны быть понятны действия бригады, она должна иметь в результате своей работы «кредит доверия» спортсменов, тренеров и всех заинтересованных лиц. Это возможно когда работа успешно ведется весь год и не один. Мы же имеем смену бригад ежегодно.

В России есть немало высокопрофессиональных тренеров, имеющих положительный международный опыт, и чьи воспитанники завоевывали награды на международных соревнованиях, и которые могли бы помочь сборной – Ю. Новиков, В. Костылев, В. Мендель, А. Тремпольцев, И. Гуриев, Л. Зиненко, В. Урванцев, С. Слободник, Е. Бортник. Большинство из них поконфликтовали с руководством ФСО России и теперь к работе со сборными привлекаются не они, а бывшие спортсмены, администраторы и просто милые люди.

4. Функционирование сборной.

Ныне функционирование юниорской сборной сводится к проведению отборов и выезду на место JWOC для предчемпионатного сбора и соревнований. Этого, безусловно, мало.

За последние три года медали завоевали Т. Мендель, Д. Масный, Ю. Кирьянов, Г. Мавчун, несколько раз поднималась на подиум Настя Трубкина. Все эти спортсмены имеют большой опыт успешного участия в соревнованиях за границей. С большой долей вероятности можно утверждать, что спортсмен, не имеющий такого опыта, в случае успешного для себя российского отбора поедет на JWOC лишь за этим самым опытом, а не за медалями – по сути на УТС.

Думаю, что было бы толково делать так. Несколько (2-3 М и 2-3 Ж) хорошо показавших себя в предыдущем сезоне спортсменов, при условии прохождения сборов, направленных именно на подготовку к следующему JWOC (на аналогичных местностях в проводящей стране, в среднегорье), должны освобождаться от отборов, а показать лишь контрольный норматив – например, один раз попасть в шестерку на юниорских или в 12 на взрослых весенних соревнованиях. Подобные индивидуальные программы можно проводить, используя зарубежные контакты или присоединяясь к российским клубам, реализующим соответствующие выезды.

Более желательным вариантом, конечно, была бы централизованная подготовка. Сейчас существуют специалисты и аппаратура, позволяющие проводить высокотехнологичные сборы с оперативным планированием и изданием тренировочных заданий на картах, электронной отметкой, использованием GPS-трекеров, с помощью которых можно анализировать выполненный на тренировке или соревновании маршрут, скорости, пульсовые характеристики. Именно такие – с индивидуальной работой, на сложных местностях в России и за рубежом, в приличных бытовых условиях — сборы 21 века нужны сборной Соответствующие мероприятия в Кисловодске и Финляндии предлагались на 2008 год тогдашней тренерской бригадой, но были отклонены руководством ФСО.

Можно назвать еще несколько факторов, не способствующих успешному выступлению юниоров, но, думаю, их роль менее значима чем четыре предыдущих – это 5. -отсутствие тренсовета, 6.- высокие стоимости выездов в составе сборных, 7.- малая престижность достигаемых на JWOC успехов.

Вполне возможно, что на следующем JWOC в Дании (где местность относительно проста) россиянам хватит мастерства, чтобы побороться за медали, но как только на JWOC опять попадет серьезная местность — при существующем подходе ФСО России новые провалы неизбежны.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Комментарии:

  1. Вот, на мой взгляд, более реалистичный пост, оставленный анонимом в гостевой москомпаса. Ответ Волкову:

    Да простит меня многоуважаемый Константин Владимирович, попробую анонимно прокомментировать его последнюю статью о юниорском ориентировании. Воспользуюсь такой же нумерацией главных вопросов, поэтому удобнее читать одновременно оба текста что — бы понимать суть.

    1. То, что Вы пишите про Воронеж, Пензу, Иваново и компанию уже не ново, об этом пишем каждый год, и будем писать еще много лет, и теперь не только юниоров, но и взрослых “сажают на эту иглу”. Это наша карма, наше проклятие если хотите, но это мы его давно выбрали и недавно опять выбрали и даже если опять поедем их выбирать – их больше, а у нас демократия. Помнится несколько лет назад, на КФК в Валдае на судейской встал умудренный опытом ветеран ориентирования и вполне серьезно критиковал Бессонова, что он негодяй, не понимает идеологию спортивного ориентирования, и такими соревнованиями превратил СПОРТИВНОЕ ориентирование в ПЕШЕХОДНОЕ ориентирование, так как местность сложная, пересеченная, с зеленкой, дистанции рассчитаны на техничное ориентирование. Конечно Валдай не равнина, но просто детская песочница по сравнению с альпийскими районами, например, или Скандинавией той — же. Так это я к чему, что люди у нас разные, и у каждого есть мнение, это надо учитывать, так как поднимем серьезный район, в Карелии допустим, а кроме как на Чемпионат туда мало кто поедет, и будет история как с Сортавалой или Алолем. Первоклассная уникальная местность, но кто это может по достоинству оценить? Вы, да еще процентов 10 фантиков. Остальные довольны Воронежем, потому что там тепло и апельсины. Замкнутый круг? Его можно и нужно рвать, но процесс этот долгий кропотливый. Тем не менее, двигать его надо, чем, в общем – то мы сейчас и занимаемся.
    Про карты могу сказать, что GPS здесь не выход из ситуации, найти с ним ошибку можно, но рисовать действительно достоверные карты слишком трудоемко, уж лучше хоть какая – то топоснова. В Европе, Америке рисуют по стерео-графическим основам, по сути это наша топоснова, только сделанная с помощью лазерного сканирования совместно с GPS. На ней и план и рельеф сидят практически железно, только необходимо перевести это в то, что видит и понимает ориентировщик. У нас тоже на некоторые места есть практически идеальные основы, как Европейские (вероятно просто качественно дешифрованные), но как сделать такие – же на необходимые нам участки, используя современные технологии, и сколько это будет стоить — не знаю, надо спрашивать у специалистов. А, например, то чем занимаются в Кузнечном – сродни мазохизму, и таким способом, карт (хорошего) скандинавского уровня все равно не добиться.
    То, что есть возможность бегать в Скандинавии в клубах – прекрасно, передайте им за это огромное спасибо.

    2. Выход – просто по рейтингу прошлого года выделять, допустим, 30 спортсменов в группе (по 15 человек из каждого года рождения, то — есть например в 18 группу берется 15 человек из прошлогодней 16-той перешедших в 18, и 15 человек бегающих в 18-той 2-й год). Эти 30 человек стартуют первыми с 2-х минутным интервалом и лучше что — бы на длинную дистанцию стартовый протокол формировался по прошлогоднему рейтингу в шахматном порядке из двух групп по 15 (сильнейшие стартуют в конце). Вот и все, это считайте красная группа, отбирающаяся на чемпионат, остальные конечно в немного более выигрышных условиях (тропы), но без хороших попутчиков (которые уже пробежали), сомневаюсь, что кто-то покажет высокий результат. Я думаю излишне говорить, что положение о рейтинге должно быть составлено заранее и адекватным человеком, а лучше просто тупо взять принципы ведения рейтинга, допустим одной из скандинавских стран. Квоты от региона – сложно, и зачем действительно обламываться с деньгами. Квалификационные забеги — не рентабельно, за них зарплату и медали не дают, а это тоже важно.

    Общий старт – то, что это извращение нормального ориентирования как вида спорта, объяснять тем, кто это придумал, судя по всему бессмысленно. Просто надо подойти большой группой авторитетных спортсменов и тренеров к тем, кто составляет принципы и календарь с общим стартом, привязать их за руки к деревьям рядом с кп, хорошо разбежаться и продемонстрировать ударную силу плеча юниоров, так чтоб с сотрясениями и проколами спайками всех мягких частей тела. Вот будет фактический материал, основанный на собственном опыте, для новой диссертации, только уже на медицинскую тему.

    3. Решение — платить круглый год относительно небольшую зарплату допустим 4 –ем главным тренерам (даже правильнее назвать их главный тренер – координатор) всех сборных (16, 18, 20 Взрослые) по виду ориентирования — зима — лето — вело — трейл. Далее вся информация по сборным — рейтинги, новости, планы, сборы, карты, принципы, фотографии, гостевая с регистрацией для сборников (остальные могут только читать), все это на простенькой страничке в Интернете, которую модерируют эти 4 главных тренера. Максимум открытости и понятности, и люди Вас полюбят. А кто именно будет главными тренерами – должны решать в ФСО, не устраивают решения ФСО – надо ездить голосовать правильно.

    4. Ну сложно это, Константин Владимирович, давайте уж лучше только по спортивному, а то эти шуры-муры про целенаправленную подготовку к чемпионату к хорошему не приведут. Одно исключение – от отборов надо обязательно освобождать прошлогодних чемпионов у юношей и юниоров и медалистов у взрослых в личных дисциплинах, при условии, если они готовятся выступать. Звезд надо выделять из толпы, на то они и звезды.
    Про централизованную подготовку и так понятно. Все дружно помечтали… спасибо, оргазм…

    5. Тренсовет – а як же, вот только бюрократии с доморощенной демократией нам не хватало. Нет уж, сыты. Давайте спрашивать мнение ведущих тренеров, перенимать их бесценный опыт в плане подготовки, но решать все должен спортивный принцип.

    6. То, что цена всегда практически двойная все мы уже привыкли. Что делать? Опять выход один – правильно голосовать, это единственная возможность законно влиять на ход процессов в жизни федерации.

    7. Можно предложить что – бы чемпионов мира среди юниоров на следующий год брали на взрослый мир без отборов на одну любую дисциплину. Стимул + престиж в одном флаконе.
    ПреРезюм – посмотрите на сайте ИОФ, где будут ближайшие миры, европы и взрослые и детские.

    Посмотрели. А резюм такой – “плановый провал” до конца этой пятилетки нам обеспечен, а уволенные из нашей страны звезды, после сельхозработ и посадки леса в Финляндии могут просто Вас всех по… .