Две тренировки в день, профессиональный подход и, вот — все что нужно

Леонид Новиков на Чемпионате мира выиграл сразу две золотые медали: в эстафете и на мидле. Как прошел для него этот сезон, чем отличалась подготовка, какие ощущения были во время побед, в чем залог успеха – об этом и многом другом он рассказал в своем интервью для сайта Andybary.

— Привет, Леонид. Как прошел тренировочный процесс в этом сезоне? Изменился ли по сравнению с прошлым годом? На какие тренировочные сборы ты ездил?

— Привет! В этом году больше внимания уделял грунту, на твердое покрытие выходил редко, так как знал, что Чемпионат мира будет проходить по тяжелому мягкому скандинавскому грунту. Также в домашних условиях больше бегал по лесу, старался не выходить на дороги, уделял много времени ориентированию. По сравнению с прошлым сезоном — увеличил объем.
Сборы, как и всегда, январь – Алушта, февраль – Португалия, март – Испания, возможно, основное отличие от прошлых лет — с семьей не так много времени проводил. Старался меньше бытовыми вопросами заниматься – более профессионально подготовился в этом сезоне.

— Как для тебя прошли отборы в состав сборной России? Хочу напомнить, в этом году отборочные старты на спринт проходили в городе Псков, на лесные дисциплины – в Валдае.

— Изначально не планировал ехать на спринты в Псков, а потом подумал, что они неплохо могут повлиять на лесные виды. Спринтерские дистанции в подготовительном плане разгоняют тебя — я решил пробежать, но не на результат. Естественно пробежал неудовлетворительно, но считаю, что благодаря ним подошел в нужной кондиции.
А лесные виды: я люблю местность, как была в Валдае, такой грунт, просто получил удовольствие от ориентирования, сделал все, что умею, и мне кажется, у меня неплохо получилось.

— Как прошел последний месяц подготовки перед Чемпионатом мира?

— Все началось с финской эстафеты Jukola, выбрал длинный этап, в большей степени для грунта, чтобы ноги привыкли к тяжелой скандинавской местности, в Белгороде тяжело найти такой, в Питере, может быть, возможно, но точно не у меня дома. Потом поделал объемные тренировки, после этого были финские отборочные старты: их пробежал в тестовом режиме. Вернулся на неделю домой, делал специальные работы по пояс в воде, по песку. Мне казалось, что это правильная подготовка, и, наверное, оправдалось, то, что я планировал.
Две тренировки в день, профессиональный подход в плане подготовки и вот — все что нужно.

— Как чувствовал себя перед Чемпионатом мира?

— Я уже имею опыт таких крупных стартов, прошлые годы у меня не получались, я знал, что моя проблема, в первую очередь, психологическая – предстартовый мандраж. Чем больше я отвлекался от Чемпионата, тем лучше получалось. Нужно было сделать свою работу, но не думать о важности соревнований, пройти так, как мне удобно. Я справился с этим, выходил на старты легко и непринужденно, просто бежал и делал, что умею.

— Как тебе организация Чемпионата мира? Ориентирование в этой стране очень развито, поэтому интересно узнать твое мнение, как получилось у них организовать главное событие года в спортивном ориентировании.

— Ощущения чего-то необычного не было, для меня прошло все в обычном режиме, как будто что-то домашнее пробежал, сама обстановка была также благоприятная, просто отдыхали. В Вуокатти очень понравилось, и в команде все хорошо было, руководство не мешало, все занимались тем, чем надо. В прошлом году в Швейцарии все проходило более ажиотажно, там действительно было страшно, а здесь — чувствовали себя, как дома

— Сколько раз был в районе места проведения WOC до стартов?

— В сам Вуокатти я приехал непосредственно на Чемпионат мира, отбор в Коли был, вот неделю там находились. Местность Чемпионата: лонг – питерская, где я был много раз, мидл – в районе Хельсинки много таких карт, поэтому мне было неохота ехать так далеко, когда подобие местности можно найти во многих местах.

— Перейдем непосредственно к твоему выступлению. Что не получилось на лонге?

— Бежал, как умею, хотя больше готовился к средней все-таки. Надеялся, что получится хорошо пробежать лонг, но здоровье подкачало, достаточного объема не получилось набрать, поэтому ставки делал на мидл.
Пробежав квалификацию длинной дистанции в комфортном режиме и показав достаточно хороший результат, подумал, что получится и на финале.
Возможно, я неправильно подошел к старту в третий день теоретически, ошибался на вариантах: мне казалось, что нужно бежать более прямо, а оказалось, что дорожные варианты выигрышные. В общем, не получилось на лонге.

— Лонг прошел, теперь мидл, сначала квалификация, что можешь сказать о ней? Как тебе далось непростое начало дистанции?

— Взяв карту в руки, я понял, что все очень сильно отличается, нужно срочно выбирать какую-то другую тактику, я не понял, что делать, первый пункт был очень сложный, сразу же ошибся. После попытался успокоиться, но ошибки продолжались, и где-то уже с 4 пункта я все-таки взял себя в руки, вспомнил, как идти по местности с такой рисовкой, побежал, как надо, и до финиша прошел в комфортном режиме. Повезло, что была слабая группа, не затратив много сил, я квалифицировался на втором месте.

— Был ли удивлен, когда тебя объявили вторым на финише в квалификации?

— Был приятно удивлен, я рассчитывал, что буду в шестерке, так как знал, что другие также будут ошибаться, да и ход на тот момент у меня был очень хороший.

— И вот «золотой» финал, расскажи про этот день.

— Я надеялся, что буду стартовать перед Тьерри, мне будет интересно пробежать с таким давлением, так было на финских отборах в Коли, мне хотелось повторить эти ощущения, проверить себя на прочность. А если бы он вдруг стартовал передо мной, я бы попробовал догнать. Этого не оказалось, так как хорошо квалифицировались два швейцарца, их надо было разбавить другим спортсменов, и этим спортсменом оказался я. Мне опять же повезло, я попал в последнюю тройку стартующих: спереди был Даниель Хубманн, сзади Матиас Кибурц. Я также был доволен и таким раскладом, мне было легко выходить на старт, просто было интересно побороться с такой компанией.
Когда я вышел на зрительский перегон, и услышал, что я иду неплохо, я не думал, что могу выиграть, но я порадовался, что могу показать хороший результат, что все получается, и просто доработал до конца.

— Какие ощущения были на финише?

— Я почувствовал, что в организме что-то произошло, но головой не ощущал, просто удовольствие и все. Откуда-то взялись силы на финишный рывок, не знаю, как будто сам организм почувствовал.

— Как ты считаешь, положительно или отрицательно повлиял тот момент, что ты догнал Даниеля Хубманна?

— Я знал, что пункт после смотрового будет непростым, так как он стоял в зеленке, да еще и после продолжительного подъема. Когда я увидел Даниеля, идущим пешком навстречу, в 30 метрах от кп, меня это порадовало —  догнал его. Думал, что будем работать вместе, но, похоже, он был не в форме, и, побежав вдвоем, мне было некомфортно, даже показалось, что двигаемся  медленно, и тогда я вышел вперед. После подустал и начал допускать ошибки, после очередной ошибки, он вышел вперед, и я даже потерял его из виду, но потом догнал и опять ошиблись. С одной стороны, Даниель меня подстегнул, и мы бежали быстрее, а с другой — до встречи с ним у меня не было ошибок.

— У тебя произошла ошибка с вариантом в самом конце дистанции, почему решил выбрать именно такой?

— Я сомневался, идти прямо или оббегать, для меня лучше вариант был прямой, но сомнения, мозги, похоже, уже плохо работали к концу дистанции — выбрал обходной вариант. Опять же, был полностью обходной, с использованием тропинки — выигрышный, а я выбрал что-то между, но это было на фоне усталости.

— Вечером праздновали победу? Как прошел вечер перед эстафетой и сама гонка?

— Я как-то не понимал, что произошло, было все, как и раньше, не было особого ощущения, хотелось, конечно,  посмотреть видео победное, но было не до этого.
К самому старту эстафеты появился небольшой мандраж, но подошел в нужном режиме, размялся и все как обычно. Из-за прошлогодней неудачи нашей команды, я стартовал под последним номером, пришлось выгребать на лидерские позиции во время дистанции. А так, местность та же самая, прошел в бодром режиме, где-то в середине дистанции почувствовал усталость, сделал немного мелких ошибок.

— Как ждал своих однокомандников? Сильно переживал? Что чувствовал?

— Могу сказать по Валентину (он второй этап бежал), я пока замялся, переоделся, Валя уже финишировал, причем пробежал очень неплохо. Когда Дима ушел на дистанцию, я не думал, каким он пробежит, но ожидал чего-то хорошего, естественно переживал, мы команда, много зависит от него, окончательный результат зависит от его личного результата. Даже охрип, пока следил за ходом эстафеты, было, где покричать. Когда Дима появился на финише… это вообще неописуемо.

— Ты бежал в команде вместе со своим братом Валентином, были ли какие-то особенные эмоции от этого?

— Я настолько часто с ним вместе, что даже не почувствовал чего-то необычного. Как будто, так и должно быть, как будто я с ним каждый день в одной команде.

— Не устал ли от раздачи автографов?

— Честно говоря, устал, но я не умею отказывать и главное, большинству это доставляло удовольствие, а когда я могу поспособствовать в том, чтобы сделать человека счастливым —  это приносит кучу положительный эмоций.

— И последний вопрос, какие планы на заключительную часть сезона?

— Еще не думал, но, в первую очередь, буду готовиться к следующему году. Чемпионат России, конечно, важный старт, но он пройдет у меня в проходном режиме. Следующий сезон начнется рано, поэтому и готовиться нужно начинать рано.

— Еще раз поздравляю с победами. Спасибо!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Нет возможности откликнуться. Извините.