Рассказы в лицах Елены Федотовой

Оригинал на сайте o-chel.ru

150726_010

Её фотографий после соревнований порой ждут больше, чем результатов. Их никогда не бывает слишком много и все они — штучный товар. И это не просто удачно пойманные моменты, в них есть атмосфера соревнований по спортивному ориентированию.

Елена, фотография – это ваше увлечение или работа?

Это давнее увлечение, которое сейчас стало почти работой. Меня приглашают, я снимаю разные конференции, мероприятия. Поэтому уже можно сказать, что это работа. Но я не обучалась этому, это не моя профессия.

Вы читаете литературу по фотографии или это талант, ловить такие мгновения?

Я живу в этой атмосфере, поэтому и фотографии получаются от души. Литературу я почитываю, естественно, потому что без нее не обойтись. Но больше мне, наверное, помогают великие художники. Я очень люблю рассматривать картины. Оттуда и беру и цвет, и композицию, и какие-то моменты.

Вы и бегаете, и фотографируете. Что больше нравится? И как удается совмещать?

Не удается. Потому что совмещать два дела невозможно. Поэтому если я фотографирую, я бегу вообще бестолково. У меня не получается. Надо или фотографировать, или бежать. На Чебаркуле я совмещаю, потому что у меня команда такая, мы пройдемся тихонечко для себя и не боремся ни за какие места. А так если ты собираешься действительно снимать, тут уже не о каком беге речь идти не может.

“Майская» поляна — 2015То есть вы заранее выбираете, на каких соревнованиях фотографировать, а на каких – бежать?

Это может быть стихийно, как на Майской Поляне. Я заявилась и собиралась бежать. Но ты помнишь, какой снег пошел, я подумала, ну, наверное, я лучше пофотографирую. Так и получилось, что это оказалось лучше, потому что погода была не очень, а фотографии получились хорошие. А обычно выбираю заранее. В ориентирование я попала случайно и очень поздно. Поэтому сожаления, что я не бегу старт, у меня нет.

На ваших фотографиях вам удается передать атмосферу. Смотришь на человека на фото и очень просто представить себя в его шкуре, все чувства налицо. Как удается ловить такие моменты?

Помогает причастность к ориентированию. Поначалу это все очень сложно мне давалось, потому что был страх, что я могу помешать человеку. Особенно на России, когда я снимала, они стоят, настраиваются, а тут тетка с фотоаппаратом. Это ужасно. Я там потихонечку-потихонечку, потому что там-то интересно вообще. И тут также. Видишь, я уже давно ношусь с фотоаппаратом, люди ко мне уже немножко привыкли. И спокойно на меня реагируют, потому что прошел этот период привыкания ко мне. И мой — к людям. Поэтому люди на меня смотрят, ну да эта тетка она в принципе ничего страшного не сделает и поэтому они более свободны. Мне так кажется.

На самом деле вы очень не навязчиво снимаете. Вас иногда и не видно, а потом появляются фотографии.

Я много наблюдаю за фотографами. Это иногда ужасно, как неэтично фотографы себя ведут, мешают людям. И у меня постоянно в голове, только бы не помешать никому. Может быть потому, что я себя так веду, мне удается поймать какие-то моменты. Ведь так важно бывает, вовремя нажать пальчиком кнопочку, нажмешь на секунду позже – совсем не то получится.

Вы выкладываете в интернет гораздо меньше фотографий, чем снимаете. Как происходит этот отбор?

Да. Я не люблю, когда слишком много фотографий выкладывается. Когда снимаю, сразу настраиваюсь на какую-то историю, она выстраивается в голове, а потом я уже потихонечку эти моменты собираю. Как пишется роман или рассказ.

Я тоже пишу свой рассказ. Только в лицах. А когда выкладывается много мусора, не интересно ни читателю, ни зрителю. Нужно чтобы зрителю было интересно смотреть, чем закончится эта история. А большой объем фотографий часто не просматривается до конца.

Люди видят, что я фотографирую, кто-то просит. Я говорю, если вы не видите себя, вы мне напишите почту, я вам с радостью пришлю фотографии.

Смотрите, сейчас все будут вам писать…

Ради Бога, мне многие пишут. Я никому не отказываю. Всем присылаю фотографии.

Давайте поговорим про Чемпионат России. Когда мы искали фотографа, то сразу подумали, что вы лучше всех справитесь с этой задачей. Как вам атмосфера на этих соревнованиях, как работалось? Вроде те же самые ориентировщики, но классом выше.

Чемпионат России — 2015, Миасс, Валентин НовиковСтрашно. Уровень выше, ответственность больше. Я считаю, что первый день, который я снимала, я просто завалила. Видимо, не настроилась.

Хотя определенное количество фотографий отобралось и там, история просматривалась. Но, честно говоря, на смотровом КП я, как бы это помягче сказать, сработала непрофессионально. Потому что у меня сбились настройки и получилось очень много нерезких фотографий. Сплошной мусор. А они-то бегут еще и с какой скоростью.

На следующий день я проанализировала, что я могу сделать в этой ситуации. Дистанция в этот день была без смотрового КП, тогда я подумала, что очень мало психологических портретов на старте.

Тут опять же, боялась помешать. Поэтому я отходила подальше. Но я обратила внимание, что люди благожелательно отнеслись к тому, что я фотографирую, некоторые даже смотрели в объектив и успевали за это время полуулыбнуться или улыбнуться и потом у них еще хватило времени настроится на свой старт. Вот это мне понравилось очень сильно. Но те, которые не смотрели в объектив, тоже получились.

Мне съемка во второй день понравилась больше. И я даже успела немного пофотографировать на финише… Сложность в том, что и на старте нужно было быть, (он был растянут, а хотелось картинку нарисовать), и на финише поснимать, и еще сбегать на последний контрольный пункт. Кого-то хочется заснять, но боишься пропустить. И получается нервотрепка. Но я считаю, что все что я успела заснять, оно удалось.

В соцсетях было много положительных отзывов, спортсмены писали, что ни с одних соревнований у них не было столько фотографий, как с этого ЧР…

Ну, это же счастье! Единственное, что у меня немножко не получилось заснять тех спортсменов, которые были в начале и в конце протокола. Но я думаю, что они не в обиде. Нужно, чтобы несколько человек работало, чтобы охватить всех.

Есть ли у вас фотогеничные спортсмены-любимчики среди уральских ориентировщиков, которые сами просятся в кадр и хорошо получаются?

Наверное, любимчиков нет, но приятно, когда ты просишь или просто тихонечко встаешь и наводишь объектив, и люди стоят и улыбаются, не зажимаются и рады подарить свою улыбку всем окружающим. А любимчиков вроде бы нет…

Кто улыбается, тот и получается хорошо?

Да. Хотя знаешь… интересный вопрос… а вот сейчас скажу, кто в последнее время мне нравится… Данил Cорокин! Он получается очень хорошо. Хотя совсем не обращает внимания на камеру, он сам по себе и меня вообще не видит.

И последний вопрос, вдруг кому-то  будет интересно. На что вы снимаете, какая у вас камера?

Canon Mark 2, несколько объективов к нему. Телевичок, конечно, чтобы быть незаметной. Универсальный. Недавно появился Mark 3 с портретничком. Но я его в лес пока не использовала, потому что с ним надо подойти в к человеку в упор, а у нас немного не та ситуация.

И еще. Федотова Елена: « Вот немного фото с прошлогоднего ESOC. У меня тонна кадров с этих стартов. Люблю пересматривать некоторые. Эти десять дней оставили очень сильные и яркие впечатления».

Комментарии:

  1. Безмерно благодарен Елене за ее работу. Уже около десяти лет использую фотографии в своем блоге. Спасибо большое!

  2. Действительно, всегда жду и с удовольствием просматриваю фотографии Елены. Спасибо за работу)))

  3. Елена фотограф высокого уровня, плюс к этому знающий толк в ориентировании. Таких мало и поэтому мы ее очень ценим и любим. В ее кадрах можно увидеть то, что упустил на соревнованиях: эмоции людей, их внутренний настрой, общие планы, детали местности и проч.

  4. Всегда любуюсь тем , как работает Елена . Сколь-ко хе сил и азарта вкладывает в хороший кадр!