С 3 по 8 февраля в Болгарском Велинграде прошли Чемпионат Европы для элитных спортсменов, Первенство Мира для юниоров (до 20 лет) и Первенство Европы для юношей и девушек (до 17 лет). От Свердловской области в Первенстве Европы приняли участие Олеся Рязанова, Данила Быков и Сергей Михайловский. Олеся и Данила выступили там очень успешно. Мы подготовили интервью с ними. Начинаем с Олеси.
Олеся Рязанова: «По природе я больше стайер, а не спринтер».
А.М.: Олеся, первым делом хочу поздравить тебя с очередным успешным выступлением на международном старте! Тебе впервые покорилась главная вершина — ты стала чемпионкой на лонге! Как-то сам собой назрел вопрос: у нас в стране за такое достижение звание Мастера спорта не присваивают?
О.Р.: Спасибо большое за поздравления! Да, дают. Но очень сложно собрать пакет документов для присвоения. Еще слышала, что недостаточно количества стран, принимающих участие в соревнованиях. Так что я его выполнила, но присваивать не хотят.
А.М.: Понятно, что проблем с попаданием в сборную у тебя не возникло. Ты уже третий год соревнуешься в группе Ж17 и являешься одним из лидеров в России. То есть ты представляла, что должна будешь поехать на Первенство Европы. Как ты готовилась к сезону с учетом этого? Какие-то специальные тренировки с прицелом на международный уровень, может что-то в психологическом плане?
О.Р: Изначально знала, что соревнования будут проходить в среднегорье. Так что поехала на сбор на Розу Хутор, где тренировалась на высоте 1100-2000 метров над уровнем моря. Потом ездила на вкатку в Вершину Теи (республика Хакасия), высота примерно 1000м. Ну и, конечно же, планировали сбор перед Первенством Европы для адаптации к высоте.
А.М.: Из социальных сетей мы все имели представление, что вы заехали в Болгарию заранее. Не секрет, что с финансированием таких поездок часто бывают проблемы. Можешь рассказать, кто помог с финансированием в этот раз?
О.Р.: Как обычно, родители 🙂 .
А.М.: В Болгарии вы провели сбор, пробежали на чемпионате страны. Что вам дал этот сбор? Как он помог на самом Первенстве?
О.Р.: Сбор был необходим для адаптации к высоте. Без него было бы гораздо труднее бежать. Особенно, в первые два дня, потому что на них выпал бы самый тяжелый день адаптации. А так, в первые четыре-пять дней просто равномерно катались, привыкали. На чемпионате страны никуда не ускорялись, а больше смотрели местность, пробовали резать.
А.М.: Итак, давай про сами старты. В первый день на спринте была противная погода, лил дождь, и повсюду были лужи, но ты большую часть дистанции шла лидером, но где-то за три КП до финиша, судя по сплитам, потеряла 20 секунд и стала в итоге второй. Погода там как-то повлияла на твое ориентирование или что-то еще привело к ошибке?
О.Р.: Да, погода и в правду была противная, ехать было тяжело, потому что проваливались палки, лыжи «подсасывало», и в итоге скорость явно не соответствовала спринтерской, но в такой ситуации были все, погода для всех одна. На шестом кп не увидела свой поворот, потому что вместо снега там была одна трава, и всё, что осталось от лыжни – это чуть видимый прогал. Проехала мимо него, а когда поняла, подумала, что снега нет ни там, ни здесь и в прямом смысле побежала на лыжах по лесу резать обратно. На седьмом кп (можно увидеть по треку) разогналась и проехала мимо свой поворот на кп, на чем всё окончательно и потеряла, ведь каждая секунда на счету.
А.М.: На мидле погода поменялась и можно было смело резать по насту. В прошлом году на Первенстве в Финляндии ты говорила, что смущали срезки, а сейчас их стало еще больше. Ты смогла приспособиться к такому ориентированию? Что-то поменяла в своих действиях?
О.Р.: В Финляндии было всё иначе, там был лес, где не видно было, куда выйдет срезка, я не смотрела на компас и рельеф, а просто хотела каждый раз срезать какой-нибудь уголок, да только не получалось, ошиблась всё в одном районе. А в этом году бОльшая часть дистанции проходила по полям, и если наст держал, то ты и сам мог спокойно резать по полю, а не по натоптанной срезке. Тут сразу включается летнее ориентирование, тебе просто нужно ехать прямо вооон до того края леса, а потом воон до того дерева. Даже не важно было, в каком забеге ты стартуешь, потому что каждый топтал свою срезку.
А.М.: И опять, в этот день до самого последнего КП ты шла третьей. Но в итоге проиграла совсем чуть-чуть и оказалась лишь на четвертом месте. На твоем треке в конце есть красное пятно — что там случилось?
О.Р.: Еще до своего старта я наблюдала за финишем элиты и замечала, что у многих не срабатывала отметка на последнем кп (ездили с бесконтактной отметкой), приходилось возвращаться и терять на этом до 15 секунд. Поэтому когда я уже сама подъезжала к последнему пункту, решила максимально близко провести руку рядом со станцией, получилось настолько близко, что я ее задела, и у меня отстегнулась палка (капкан отстегивается от палки нажатием кнопки). Пункт то отметился, а палку я потеряла, в растерянности поехала 10-15 м обратно ее подбирать, а нужно было просто без нее доехать. Так и потеряла свое 3 место.
А.М.: И вот мы подошли к самому приятному! Ты, наконец, смогла выиграть Европу. Это случилось на самой длинной дистанции — на лонге. Ты можешь сказать, что за последние годы прибавила в выносливости и умении долго концентрироваться на ориентировании? Или ты взяла чем-то другим? Может удачными вариантами? Ведь там ты почти не ошибалась и победила с очень солидным отрывом на дистанции больше девяти километров.
О.Р.: Это была очень тяжелая дистанция в физическом плане. Во-первых, с заявленными 9 км у меня получилось 13; во-вторых, был огромный набор, хотя смотря на карту, можно сказать, что было только три больший подъёма, но на дистанции так не казалось; в-третьих, сами старты проходили на высоте около 1600 м над уровнем моря, что конечно же сказывается на физическом состоянии, несмотря на предсоревновательный сбор в горах. На этой дистанции ни вариантами, ни реализацией этих вариантов я не ошибалась. Оставалось только терпеть, терпеть, терпеть. Еще за мной стартовала одна из лидеров моей группы, поэтому полдистанции я ее видела при уходе с кп, когда она на него заходила, это не давало расслабиться. Вообще я люблю длинные дистанции, да еще и с большим набором. Знаю, что у некоторых наоборот это слабое место, поэтому это дает мне преимущество. Может, потому что я всю жизнь тренируюсь в горной местности.
А.М.: И последний вид — это эстафета. Тебе на последнем этапе передали третьей. Я вот лично думал, что вы всю эстафету будете плотно рубиться с финками, но девочки проигрывали еще и швейцаркам. Как ты себя ощущала, нервничала? Вроде бы, международные эстафеты до этого не очень складывались у тебя? А здесь ты отыграла у второго места 2,5 минуты и вывела команду на уверенную серебряную позицию!
О.Р.: После выигранной медали всегда чувствуешь себя как-то спокойней, поэтому я ничуть не нервничала и знала, что не всё потерянно и настраивалась отработать свой этап спокойно и без ошибок. Уже на дистанции, проезжая мимо тренеров, очень удивилась, когда сказали, что швейцарка близко, и обхитрив ее вариантом, уже на следующем кп видела ее спину, догнала, а потом у меня оказывается короче вариант на этапе, чем у нее, поэтому быстро обгоняю и быстрей, быстрей на финиш, пока не догнали!
А.М.: Поздравляю еще раз! Ты во всех гонках билась за медали и завоевала три. Но ведь ты же еще призер и летнего Первенства Европы в Словакии и снова на лонге. Похоже, эта дисциплина становится твоей любимой. Что это — совпадение?
О.Р.: Нет, не совпадение. Лонг – всегда был моей любимой дисциплиной. По природе я больше стайер, а не спринтер. Выносливости и концентрации мне всегда хватает. На длинных дистанциях у тебя всегда есть возможность отыграть небольшую ошибку, а вот спринт таких промахов не прощает. Еще люблю бегать рогейны и мультигонки 🙂 .
А.М.: И про универсализм. Конечно, понятно, что в детском возрасте нужно учить детей навыкам и бегового, и лыжного, и, по возможности, велоориентирования. Но к юниорскому возрасту обычно приходится делать выбор. Часть тренеров, слышал, говорят, что ты создана для лета. Кто-то говорит, что на Урале проще стать классным зимником, а мы в узком кругу тебя часто называем Олесей Александерсон (по аналогии со шведской мегауниверсалкой Туве Александерсон). Как ты сама считаешь, пора уже сделать выбор или будешь стараться закрывать оба вида ориентирования на элитном уровне?
О.Р.: Много думала над этим, но ни к какому решению пока не пришла. Планирую после предстоящего летнего сезона уже серьёзно решить, на чём буду больше специализироваться, а может, и оставлю всё как есть.
А.М.: Кстати, с Туве вы бегали в Болгарии по одним картам и местности. Как-то с ней пересекалась, что-то смогла для себя интересного приметить? Я вот по одной из трансляций заметил, как она совсем не боится резать очень длинные куски практически по азимуту. В отличие от наших девушек, например.
О.Р.: Не замечала особо ничего интересного. Да вроде и резали то все.
А.М.: Никуда не деться от следующего вопроса — про учебу. Справляешься? Скоро ведь и одиннадцатый класс и ЕГЭ. Что думаешь про институт?
О.Р.: Уже много лет катаюсь по соревнованиям, так что учителя привыкли к моим разъездам. Просто дают задания, а я по приезду сдаю. Также можно связаться с учителями по почте, если в этом есть необходимость. Я пока что в поиске и в раздумьях насчет института, но всё равно это будет связано со спортом.
А.М.: Может, что-то еще хочешь сказать? Поблагодарить кого-то? Пожелать молодым ребятам, для которых ты уже становишься примером успешного спортсмена?
О.Р.: Поменьше ленитесь и идите к своей цели до конца.
Также хочется поблагодарить Владимира Белоглазова (г. Ревда) за помощь в приобретении формы!
А.М.: Удачи в концовке сезона. Будем дальше болеть за тебя!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!