Сегодня Антон Жиганов рассказывает о своей новой идее — гонке «ТрансУрал».
Антон, как вообще родилась такая грандиозная идея: провести не только многодневную, но и многоэтапную гонку вдоль всего Уральского хребта?
Идея провести такую гонку родилась у меня… на тренировке. Сначала вдруг откуда-то возникло название — ТрансУрал. «А здорово было бы у нас сделать что-то такое», — подумал я. Cразу вспомнилась книга Николая Рундквиста «Сто дней на Урале», которую зачитывали до дыр, — его впечатления о походе через весь Урал, с юга на север.
Почему я выбрал именно такой формат гонки? Во-первых, мне не очень нравится, что дистанции всех наших горных марафонов спланированы так, что спортсмены забегают на высшую точку и потом возвращаются обратно той же дорогой, причем иногда приходится там же «добегать» небольшой кружочек для того, чтобы довести дистанцию до классической марафонской. Для организаторов в этом есть свой плюс: разметить нужно только половину дистанции. Но лично я, например, не люблю бегать по одной и той же дороге: мне интереснее проложить кольцевой маршрут по разным красивым местам. Во-вторых, мне захотелось провести на Урале горный трейл не хуже, чем Ultra-Trail du Mont-Blanc, очередь на который стоит на три года вперёд. Одна из моих главных целей — сделать ТрансУрал событием европейского (а возможно, и мирового) уровня, в котором захотят поучаствовать многие спортсмены. Мы хотим провести качественную, статусную, грамотную, хорошо организованную гонку. И, в-третьих, толчком к созданию проекта послужил сам район проведения гонки в этом году — Южный Урал. Ты оказываешься в настоящих горах, интересных и живописных, ты чувствуешь высоту, ты видишь горные вершины, иногда даже заснеженные, и это здорово. Опять же, Урал — это граница Европы и Азии. Ни одна подобная гонка ещё не проходила на границе двух континентов, и ТрансУрал будет первым таким стартом.
Теперь про многоэтапность. Со своей идеей я пришел к Андрею Евтюхову, победителю международных соревнований по лыжным гонкам и директору фирмы «Луч» и предложил объединить усилия в проведении ТрансУрала. На размышления ему понадобился всего один день. Именно Андрей и предложил проводить гонку в течение четырёх лет вдоль всего Урала. Идея эта сначала показалась слишком масштабной и необъятной, но постепенно заразила и меня. Этот формат понравился мне тем, что участники в этом случае пройдут маршруты вдоль всего Урала — от Южного до Полярного — и финишируют на берегу Северного Ледовитого океана.
Ещё один плюс такой гонки в том, что участник, заявляясь в этом году на первый этап, уже знает, что в ближайшие четыре года летом его будет ждать очередной этап ТрансУрала по новому району, новым местам. Каждый участник будет знать, что за четыре года он пройдёт по следам маршрута Рундквиста, что в своё время воспринималось как подвиг. Мы даём возможность совершить этот подвиг каждому: проделать большой тур по всему Уральскому хребту на границе двух континентов.
С таким масштабным проектом в одиночку не справиться. Кто помогает тебе в организации гонки?
Гонку организует большая команда. Это люди из разных городов и разных профессий. Я уже назвал Андрея Евтюхова, с которым мы работаем как в техническом плане, так и в плане спонсорства. Есть у нас и «местные специалисты», как я их называю, которые исходили своими ногами все районы будущей гонки и знают здешние места, как свои пять пальцев. Это ребята из Златоуста и Челябинска, которые смогут показать участникам все уральские красоты. Есть и большая группа волонтёров, с которыми мы уже провели не одну гонку и которые присоединятся к нам и на ТрансУрале.
Если можно, приоткрой завесу тайны на последующие этапы. Уже есть конкретные точки старта на Среднем, Северном и Полярном Урале? Или хотя бы примерные районы проведения?
На нашем сайте скоро появится материал обо всех предстоящих этапах гонки. Первый этап — это окрестности базового лагеря на озере Зюраткуль в Челябинской области. Второй этап на Среднем Урале пройдёт в окрестностях Екатеринбурга. Этот этап нам будет гораздо проще организовать, поскольку для нас он «домашний», имеется поддержка местной администрации. Район проведения — хребет, идущий с юга на север (гора Волчиха и окрестности). Базовый лагерь третьего этапа на Северном Урале будет располагаться в районе гор Конжаковский камень, Серебрянский камень, Казанский камень, Семичеловечья. Возможно, один из дней мы объединим с горным марафоном «Конжак». Один из самых интересных районов — Полярный Урал, где я сам побывал несколько раз. Конечно, будет сложно с организацией и заброской, но не показать участникам эти красивейшие места невозможно. Пройти по тундре, по хребтам, где взгляд ни за что не цепляется и перед тобой только уходящие вдаль просторы, — это стоит того. Пока в планах на заключительный этап — посещение Константинова камня и финиш на берегу океана.
Все ли этапы будут состоять из четырёх беговых дней?
Пока мы планируем четырёхдневный формат. Во-первых, такой формат соревнований еще не знаком нашим спортсменам: одно дело пробежать один или два марафона и совсем другое — четыре горных марафона подряд, так что до последнего дня не будет понятно, кто в итоге выиграет. Во-вторых, четыре дня приключений это уже тот срок, ради которого можно взять неделю отпуска и выехать на Урал из отдаленных районов нашей Родины. Ну и в-третьих, за четыре беговых дня можно показать большинство красивых мест Уральского хребта, на посещение которых обычные туристические группы потратят больше недели.
Будут ли определяться победители по всем гонкам за четыре года? Если да, то как именно? Ведь очевидно, что лишь немногие спортсмены смогут поучаствовать во всех стартах.
Конечно, победители по всем этапам определяться будут. Мы будем вести рейтинг спортсменов, финишировавших на каждом этапе. Личный рейтинг участника будет зависеть от сложности дистанции, от набора высоты. Чем сложнее этап, тем больше рейтинговых очков он принесёт. По результатам всех этапов ТрансУрала будут определяться как победители, так и ранг всех остальных участников. Думаю, что подсчёт рейтинга послужит дополнительной мотивацией для спортсменов: ведь каждому интересно знать свой текущий результат и потенциал — возможно, замахнуться на попадание в десятку, к примеру. Хотя это будет непросто — уже сейчас на ТрансУрал заявлено около 80 человек, среди которых спортсмены высокого уровня, нацеленные на высокий результат. Так что предполагается очень интересная борьба за победу.
Изначально предполагалось сделать эту гонку командной, как на Transalpine-Run, но именно масштабность ТрансУрала заставила снять это условие. Мы поняли, что провести команду в одном составе через все четыре этапа — очень сложная задача. Поэтому принято решение о личном зачёте. В данном случае только от самого участника зависит, дойдёт ли он до финиша этого большого приключения. Будет очень сложно. Не надо думать, что ТрансУрал — лёгкая прогулка. Четыре дня по 40 километров — достаточно серьёзное испытание. Да, можно отдыхать, восстанавливаться, но нужно понимать, что на следующий день опять предстоит бежать 40 километров по горам, а это 5–6 часов для участника среднего уровня.
Как выбиралось время проведения гонки? Знаю нескольких опытных трейлраннеров, которые уже успели заявиться на зарубежные горные пробеги и только по этой причине не смогут приехать на ТрансУрал в этом году. Будет ли расписание на последующие годы составлено с учетом возможных пересечений с другими стартами?
Время проведения первого этапа было выбрано исходя из российского календаря гонок. Мы понимаем, что пересекаемся с другими европейскими стартами, но ТрансУрал — это пока единственная в России многодневная гонка по трейлранингу.
По поводу остальных этапов можно ориентировочно сказать, что последующие два этапа будут проводиться в июле, а для старта на Полярном Урале выбран август, потому что это лучший месяц для путешествий в тех местах: нет мошкары, вся тундра разноцветная и уже много ягод. При выборе дат мы в первую очередь будем ориентироваться на российские старты, потому что хотим сделать гонку прежде всего для наших спортсменов. Но постараемся учесть и пересечения с зарубежными соревнованиями.
Гонка заявлена как соревнования по горному бегу. Насколько сложные маршруты ожидают участников в этом году? Каково примерное соотношение подъёмов и спусков, грунтовых и каменистых троп?
Участников ждут довольно сложные и разноплановые маршруты. Например, забег на Нургуш — это горный маршрут с покорением Большого Нургуша и длинным трекингом по плато. Соотношение подъёмов и спусков — примерно равное в те дни, когда старт и финиш будут в одной точке.
Асфальта на дистанции не будет вообще. Участников ждёт передвижение по грунтовым дорогам, тропам, на плато будут участки курумника. Везде, кроме выходов на плато, на открытое пространство, движение предполагается по дорогам и тропам.
Трекинговые палки указаны как рекомендуемое снаряжение. Без них действительно можно обойтись всем или это касается только сильных спортсменов? Помогут ли палки реально или просто придётся таскать с собой лишний вес?
Трекинговые палки мы рекомендуем иметь, так как на дистанции каждый день будет набор высоты около тысячи метров. Конечно, если участник может, например, без палок забежать на Конжак, то и на ТрансУрале он сможет обойтись без них. Но палки всё-таки лучше иметь, потому что здесь вас ждёт несколько горных марафонов подряд. Возможно, первые два дня можно будет бежать без палок, но на третий-четвёртый день ваши ноги подскажут вам, что палки нужно взять. Использование палок позволит при необходимости разгрузить ноги, поэтому берите палки с собой в любом случае, а уж пользоваться ими или нет — решать вам.
Особенно интересно узнать про день третий — вертикальный километр. Это будет более или менее равномерный набор высоты? Или всё-таки участников ожидает резкий подъём на последнем небольшом отрезке дистанции?
Старт в формате вертикального километра — это выездной забег на Большой Иремель со стартом и финишем в посёлке Тюлюк. Примерно половину дистанции общей протяжённостью 12 километров будет равномерный набор высоты, а на второй половине — более выраженный подъём. Финиш этапа фиксируется на вершине, то есть результатом этого дня является только время, затраченное непосредственно на подъём. Вниз участники спускаются в своём темпе, главное — уложиться в контрольное время этапа. Спуск также учитывается в итоговом километраже ТрансУрала.
Не секрет, что участники хотели бы заранее увидеть профиль трассы каждого соревновательного дня, как это делается на всех крупных стартах по горному бегу. Когда ждать эту информацию на сайте?
В мае на сайте появятся треки и высотные профили трасс. В этом плане участники могут не волноваться, и уже начинать готовиться к серьёзным испытаниям.
На дистанции предполагаются контрольные точки. Будут ли это одновременно пункты питания? Если да, то чем участники смогут пополнить свои запасы?
Это, как правило, будут вершины, через которые необходимо пробежать участникам. Это же будут и пункты питания со стандартным «марафонским» набором: сухофрукты, фрукты, вода, изотоники, бульон.
Но я бы хотел подчеркнуть, что ТрансУрал — это горный трейл, и в обязательное снаряжение входит определённое количество воды и еды на старте каждого дня (как минимум на 20 километров). Пункты питания — это только поддержка участников на дистанции, и рассчитывать исключительно на них я бы не советовал. Большую часть маршрута спортсменам придётся преодолевать автономно, поэтому каждый должен внимательно отнестись к подбору собственного питания на гонку. Отмечу, что источников воды в горах много, и пополнить её запасы проблем не составит.
Немного о маркировке дистанции: как она будет выглядеть, насколько часто будут встречаться точки разметки?
Дистанция будет максимально промаркирована, чтобы участникам не приходилось часто обращаться к навигации. Точки разметки будут расположены достаточно часто; на плато трасса будет промаркирована флажками, на дорогах — перфокартами на деревьях. Мы сделаем всё возможное, чтобы маркировка была качественной и у спортсменов не возникало вопроса «а туда ли я бегу?». Все маршруты спланированы так, чтобы движение происходило по дорогам, с которых сложно сбиться.
На главной странице есть упоминание о том, что местами разметка будет отсутствовать. Насколько сложными эти участки будут в плане самостоятельного ориентирования?
Мы проводим соревнования по трейлранингу, поэтому сделаем всё, чтобы участникам не нужно было ориентироваться. Будут участки движения по горным хребтам и плато, но они тоже однозначны в плане прохождения. Участнику просто нужно будет двигаться по хребту от одной вершины к другой, которая находится в зоне прямой видимости.
Меня (как ориентировщика и рогейнера) особенно интересуют карты маршрутов. Какие карты ждать: обычные топографические или специально отрисованные в знаках спортивного ориентирования? Если карты специальные, то хотелось бы услышать несколько слов о рисовщике.
Карты будут топографические, но начальником службы дистанции у нас является Дамир Рахманкулов — ориентировщик, картограф, который работает в картографическом агентстве и знает толк в картах лучше многих из нас. Он же будет готовить карты для гонки. Специальных знаков не будет, но в нашем случае этого и не требуется. Карта на ТрансУрале нужна исключительно для двух целей: во-первых, для того чтобы представлять, где вы сейчас находитесь и сколько ещё осталось до финиша, а во-вторых, для того чтобы если вы вдруг собьётесь с пути, то могли бы вернуться в базовый лагерь или обратно на дистанцию.
Какой будет использоваться масштаб и сечение рельефа?
Масштаб предполагается 500 метров в 1 сантиметре, сечение рельефа — 5 или 10 метров. Карты будут выложены на сайт для предварительного ознакомления.
В день, когда будет проводиться вертикальный километр, выездным будет как старт, так и финиш. А где в этот день предполагается ужин: прямо на финише или в базовом лагере?
На финише каждого бегового дня, в том числе и на выездном старте, участников будет ждать большой финишный перекус — бульоны, фрукты, соки и т. п., что позволит восполнить энергетические потери сразу после гонки. Полноценный ужин каждого дня предоставляется в базовом лагере. Это будет плотный и обильный приём пищи, совмещённый с pasta-party, где участников ждут музыка, награждение, просмотр фотографий, неформальное общение после гонки.
«Меня терзают смутные сомненья»: в списке рекомендуемого снаряжения значится фонарь с запасом батареек на 18 часов. Неужели можно настолько серьезно заблудиться?
Заблудиться можно везде, это зависит от таланта. Нагрузка предполагается большая, а маршруты будут линейными, то есть по одному и тому же месту участники пробегать не будут. Наличие фонарика — мера безопасности. Надеемся, что никому не потребуется им воспользоваться. Но фонарик очень желательно взять с собой тем, кто не имеет опыта в ориентировании и не слишком рассчитывает на собственные силы, то есть планирует находиться на дистанции около 10 часов. Не хотелось бы оставлять такого участника в темноте в лесу по окончании светового дня, на который и рассчитано контрольное время.
А с фонарём можно двигаться и в темноте. В случае если вы заблудились, необходимо двигаться вверх, чтобы выйти на хребет или вершину, а там уже воспользоваться сотовым телефоном для связи с организаторами. Сотовая связь на возвышенных точках дистанции работает.
Предположим, что участнику каким-то чудом удалось сбиться с курса. Какие природные опасности могут ему угрожать? Как на Южном Урале с дикими хищниками, кровососущими насекомыми и прочими гадами, включая змей?
Район проведения соревнований — национальный парк «Зюраткуль». Он достаточно посещаемый, летом там много туристов. Но это и не городской парк отдыха, природные опасности там тоже имеются. На территории нацпарка есть дикие животные: лоси, медведи, змеи и другие. Чтобы минимизировать риск встречи с ними, нужно двигаться по размеченным тропам, стараясь не уходить в сторону от дистанции. Поскольку соревнования проходят летом, общения с комарами точно не избежать.
Хочется верить, что ничего такого не случится, но всё-таки надо задать и этот непростой вопрос. Если участник не пришёл на финиш и не выходит на связь, как будет организован его поиск? Будут ли, например, задействованы структуры МЧС?
Да, конечно. Мы работаем с администрацией города Сатка, и в случае чрезвычайной ситуации власти подключат свои ресурсы для обеспечения безопасности. В свою очередь, мы тоже стремимся, чтобы гонка была максимально безопасной. За последним участником гонки по дистанции будет двигаться контрольная группа из числа организаторов, которая при необходимости будет помогать тем участникам, которые испытывают сложности при прохождении маршрута.
Любимая наша тема: медицинская справка с допуском на марафонскую дистанцию. Известно, что спортсменам-любителям физкультурные диспансеры не очень рады. Но без такой справки участник не будет допущен к соревнованиям, так? Или возможны какие-то исключения?
Здесь мы находимся в рамках законодательства, потому что старт официальный, он поддерживается администрацией района. По действующему российскому законодательству мы обязаны требовать от участников такую справку.
Раз уж заговорили о медицине, то как с этим будет обстоять дело непосредственно на гонке? Будет ли в базовом лагере врач и минимально необходимый набор медикаментов?
Естественно, в лагере будет врач. Также там будет дежурить скорая помощь для предоставления экстренной помощи, если вдруг это потребуется. Тем не менее, в обязательное снаряжение входит аптечка, чтобы участники, в случае чего, могли помочь себе или другим спортсменам.
Интересная опция: заочная работа с тренером. Ты считаешь, что эта услуга действительно поможет в преодолении дистанции?
Услуга тренера — наше ноу-хау. Я думаю, что работа с тренером однозначно поможет в подготовке к ТрансУралу, потому что это серьёзное испытание, и тут нужен грамотный подход. Надо составить план тренировок, вести его контроль, проводить персональные тренировки по корректировке техники бега и нагрузки, консультации по подбору питания и характеру ведения гонки и т. д.
Сколько будет стоить такая подготовка к гонке?
Стоимость услуг тренера обусловлена рядом факторов, в зависимости от которых будет предоставляться тот или иной набор услуг. Для нас важно, чтобы участник смог реализовать свои цели на гонку, поэтому при подготовке с тренером будет учитываться показатель работы «на результат». Это означает, что если участник достигнет заявленного результата, то часть денег, потраченных на подготовку, будет возвращена. Думаю, это хороший стимул для достижения конкретного результата.
А теперь о погоде. Что можно ожидать в районе соревнований в это время года? Какие средние дневные и ночные температуры? Как насчет возможных дождей или заморозков?
Погода в этом районе Южного Урала переменчивая, но от многих слышал, что июль — самый благоприятный месяц для посещения национального парка «Зюраткуль». Дневные температуры доходят до 30 градусов Цельсия, то есть может быть достаточно жарко. Ночные температуры обычно не опускаются ниже нулевой отметки. Дожди тоже возможны, так как кругом горы, а в горах погода очень быстро меняется. Базовый лагерь находится на высоте 700 метров над уровнем моря, и озеро Зюраткуль — одно из самых высокогорных в европейской части России. Так что нужно готовиться к любым капризам погоды, подобрать хорошее обязательное снаряжение по списку, указанному в положении. Но сильно пугаться не стоит — будем надеяться, что погода не подведёт.
ТрансУрал состоится при любой погоде. Но если вдруг возникнут какие-то форс-мажорные обстоятельства, то возможны изменения дистанции и корректировки маршрута.
О бытовых условиях. Если жить в палатках, то будет ли возможность принять душ после финиша? Озеро, конечно, хорошо, но ведь и погода может подкачать. На многих соревнованиях был организован полевой душ. Ты не планируешь что-нибудь подобное?
Центр соревнований будет находиться на территории комфортабельной базы «Эко-парк «Зюраткуль». Она обнесена частоколом, на территории есть место для кемпинга, а также гостиничный комплекс и бревенчатые коттеджи. В кемпинге будут организованы умывальники, подача питьевой воды и освещение. Спортсмены, проживающие в кемпинге, должны будут соблюдать режим для того, чтобы обеспечить полноценный отдых себе и другим участникам соревнований после отбоя. В гостинице и коттеджах имеется душ с горячей водой. Для проживающих в кемпинге мы организуем возможность помыться в бане, предположительно даже несколько раз за гонку.
Можно жить за пределами базы отдыха, но тогда нужно понимать, что все бытовые проблемы вы в этом случае берёте на себя. Учитывайте и то, что въезд на берег озера Зюраткуль свободный, это курортная зона, и начиная с вечера пятницы ожидается наплыв отдыхающих, которые могут включить громкую музыку и шуметь всю ночь. К этому надо быть готовым. Поэтому мы всё-таки рекомендуем участникам жить в центре соревнований.
Поделись своими личными ожиданиями от гонки — ведь не только у спортсмена, но и у организатора есть свои планы, цели и результат, к которому он стремится.
У меня есть мечта: хочу, чтобы на ТрансУрал выстроилась, как и на UTMB, очередь на три года, чтобы спортсмены стремились поучаствовать в этом грандиозном событии. А если серьёзно, то мы ставим перед собой цель провести качественную гонку европейского уровня, мы хотим, чтобы ТрансУрал встал в один ряд с UTMB, Transalpine-Run и подобными спортивным событиями. И, конечно же, нам хочется, чтобы каждый участник получил удовольствие от гонки и достиг поставленных перед собой целей. Мы задаём спортивный путь на ближайшие четыре года, даём возможность проверить себя, повысить уровень спортивной подготовки и здоровья.
Надеемся, что всё, нами задуманное, осуществится. Приезжайте на ТрансУрал. Это будет круто!
Регистрация участников открыта на сайте гонки: uralraces.ru
Оригинал интервью на сайте x-race.info.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
В каком году Андрей Евтюхов был чемпионом мира по лыжным гонкам?
1993г. – Чемпион мира в суточной гонке, Италия
Предлагаю не шельмовать! Читайте внимательно http://ru.wikipedia.org/wiki/Лыжные_гонки. Официальные чемпионаты мира включают дисциплины в километрах. Все остальное — неофициальные дисциплины.
Завтра в городке Чивите ди Баньореджо в Италии могут провести Чемпионат Мира по 149 минутной гонке. И что?
Мы не против достижений Андрея, а против тех, кто ставит спортсменов в неловкое положение (в данном случае Андрея). Просто надо указывать точную формулировку достижения, без недомолвок и разночтений.
Урал считается границей двух частей света, а не континентов.
Базовый лагерь в одном месте — идея хорошая. Однако программа этапа на Южном Урале плоха тем, что в 3-й день участникам придется провести в переездах 4-5 часов. Я часто проезжаю по М-5 и, поверьте мне, трафик там очень и очень плотный.
Также забыт такой район как Таганай. Отличным этапом был бы старт в Златоусте с финишем в Карабаше.
Третий момент — разметка. Пару раз я попадал на вершине Уреньги в такой туман, что видимость была 2-3 метра. Сбиться с разметки в таком случае очень легко.
Согласен с NewS, на вершинах очень часто бывает «нулевая» видимость, а учитывая то, что событие многоэтапное и длительное, вероятность такого случая с погодой очень высока.