— Закончился очередной сезон, поэтому можно смело подводить итоги. И хотелось бы начать с самого начала, как готовился к прошедшему сезону?
— Как обычно, моя система подготовки не меняется из года в год. Ноябрь – это единственное время в году, когда можно работать без реального ущерба для спортивной формы, поэтому я тружусь в Финляндии по 8 часов в день. После этого, ночью, тренируюсь, что очень хорошо для технической подготовки. Декабрь я провел в Кисловодске, практически весь, поехал туда с семьей. Была хорошая погода, я помню 26 декабря, это была годовщина моей свадьбы, было 20 градусов тепла, и я бегал по горе Кольцо в майке. В начале января поехал в Крым, в первый раз в жизни, и мне там очень понравилось. В этом году тоже поеду, очень хороший технический сбор получился. Вторую половину января провел дома, а в начале февраля опять поехал в Кисловодск, но там, к сожалению, выпал снег, поэтому получился далеко не лучший сбор. По этой причине в этом году я, наверное, поеду в Португалию, так как там новые карты: интереснее, теплее.
— А какие тренировки ты делаешь в межсезонье?
— Кисловодск – такое место, где очень тяжело выбираться на карты. Там в ближайшей доступности гора Кольцо, но она уже закрыта была с Нового года, а ездить в Железноводск уже достаточно далеко, поэтому в основном была физическая подготовка. А по парку бегать – неинтересно. Конечно, можно пару раз пробежать, но не больше, слишком скучно. К тому же в феврале было много снега, поэтому бегать было невозможно.
Соответственно, в декабре базовая подготовка, в основном кроссы и небольшие работы, а в феврале – больше скоростных, но в связи со снежной ситуацией не получалось бегать быстрее 4 мин/км в Кисловодске, потому что был лед. И это, конечно, сказалось потом на результате.
— Первые официальные старты были уже в начале марта. Как ты считаешь, эти старты можно назвать ранними и можно ли так рано форсировать подготовку? Или может этому вообще не нужно уделять внимания?
— Если человек готовится, то он может бежать и зимой, и летом, смотря к чему он готовится. У нас такой вид спорта, где не нужно всегда показывать 100% физической готовности. Очень многое зависит от твоего функционального состояния, но не нужно выкладываться по полной и показывать свой максимум. Можно, например, пробежать на 90%, но при этом показать ориентирование на 100%, и этого будет достаточно, чтобы показать хороший результат. Иногда это даже лучше, чем, когда ты отлично чувствуешь себя физически, но при этом совершаешь много ошибок.
— Итак, первые старты этого сезона. Какое впечатление осталось от Кубка России в дисциплине классика и спринт?
— Ну, начну с того, что я заболел очень серьезно свиным гриппом где-то за неделю до стартов и до последнего не знал, побегу ли я эти соревнования. Но так как это у нас один из основных стартов в ЦСП, мне пришлось его бежать, и это была одна из самых больших ошибок в этом сезоне. Я считаю, что после болезни и перенесенной нагрузки я так и не восстановился до конца бегового года.
На классике и на спринте я занял 4 место. Классика: район очень интересный был, только непонятно, почему они сделали масштаб 1:7500, карту можно читать и в 1:10000, если кого-то напрягает обилие ориентиров, то всегда можно воспользоваться лупой. Квалификация была, по моему мнению, намного интереснее, чем финал. В финале выпал снег, и дистанция превратилась просто в кросс. Причем я допустил фатальную ошибку: на длинном варианте решил оббежать, но, к моему сожалению, на этот вариант купились только Денис Гришман и Ваня Никитин. Я проиграл на этом варианте полторы минуты сразу же. То есть перед этим я догнал Рому Ряполова, а в результате больше не видел его на дистанции. Поэтому если бы я побежал с ним, то показал бы второй результат. Первое место я бы не занял, так как Андрей Храмов показал очень сильный результат. В конце дистанции меня догнал Леня Новиков, а на уходе с пункта, мы уже видели и Андрея, это было уже практически четыре минуты. Потом мы с Новиковым убежали от него, потому что Леня очень быстро передвигается вниз, хотя я не умею так бегать под горку. Потому что в принципе, в гору все бегают одинаково, а вот именно при передвижении под гору, где не нужно затрачивать какие-то усилия, можно очень сильно оторваться, поэтому это нужно тренировать. У меня проблемы с ногами, я очень часто подворачиваю их, поэтому я достаточно часто берегу их на тренировках, может этот стереотип накладывается и на соревнования, и я не могу просто «отпустить» ноги.
По организации, в принципе, никаких нареканий. Единственное, конечно, может, районы я бы поменял, так как квалификация была намного интереснее.
Спринты: они проходили уже в Железноводске, и там было полное нарушение регламента соревнований. Я перед этим разговаривал с ответственным секретарем федерации, и она сказала, что все там будет по правилам. А в соответствии с регламентом, в финал А должно допускаться определенное количество человек, интервал должен быть две минуты, а сделали одну минуту. Плюс финал Б должен был бы стартовать после финала А через 10-15 минут, а они стартовали перед нами, мы их ждали, причем закрытого помещения не было. На улице было достаточно холодно, еще и снег лежал. В результате впечатления очень плохие. Также электронная отметка: они решили ввести точность результата до десятых, то есть обязательно должны быть стартовые ворота и финиш по лучу. А получилось так, что старт был чипом после сигнала таймера, и на финише опять же отметка чипом, причем нужно учитывать, что зачастую разница между финишными станциями достигает секундного интервала. В результате меня отделило от третьего места, Андрея Храмова, 4 десятые. Это что касается моих нареканий.
А дистанции были очень интересные, для финала нарисовали новую карту, дистанция была динамичной: разные перегоны и на выбор варианта, и технические, все соответствовало самым высоким нормам. В основном, мне, конечно, понравился больше финал, так как район квалификаций уже был задействован. Карты для спринта же очень устаревают, достаточно пары тренировок, и ты уже фактически знаешь местность, она не представляет для тебя какого-то интереса. Интересно бежать в первый раз, когда ты сталкиваешься с ней впервые, то есть ты должен решать на высокой скорости вопросы, связанные с выбором варианта, с восприятием местности, а когда ты уже знаешь, что тут я увижу это, там я увижу то, тут я пробегал, это значительно упрощает ориентирование.
— Перейдем к отборам на Чемпионат мира: в этом году они проходили в два этапа. Первый этап проходил в Челябинской области, второй же в городе Выборг. Для начала, мне было бы интересно узнать твое мнение об отборах в районе города Кыштым.
— В Слюдорудник я приехал сразу же после соревнований по атлетике, я выступал в Москве на Чемпионате ГУВД по легкой атлетике, и к ним я серьезно готовился. Конечно, это был большой минус для моего ориентирования, так как после этого, по мягкому грунту, я бежать вообще не мог. Поэтому я сразу принял решение, что длинную дистанцию я не побегу, особенно финал средней был уже после финала длинной. Я решил, что для меня будет лучше показать более хороший результат на средней. В зачет у нас шли победители отдельных видов, потом по сумме классика-кросс, потому уже учитывались результаты двух спринтов. В результате, я показал результат, может быть, не очень хороший, но он мне позволил попасть в сборную команду. Так вот, в Челябинской области я был пятым на средней дистанции, допустив минимум ошибок, меньше всех. Люди первой десятки были намного быстрее меня в тот день. Это я опять же о готовности, даже, если ты не очень сильно готов физически, но ты умеешь сконцентрироваться на ориентировании, умеешь варьировать свой темп передвижения и передвигаться с максимально хорошей скоростью, чтобы не допускать ошибок, то результат будет всегда хорошим. Потому что в основном ошибки происходят от того, что ты бежишь быстрее, чем понимаешь карту. А в зависимости от уровня твоей готовности, меняется скорость твоего передвижения. Все напрямую связано с твои анаэробным порогом, то есть, если ты его пересекаешь – закисляешься, и голова уже отключается, соответственно начинаешь допускать ошибки. Если ты пойдешь пешком — ты пройдешь дистанцию идеально. Все проблемы связаны исключительно со скоростью. Почему люди допускают ошибки в спринте? Потому что скорость передвижения выше.
В Слюдоруднике были еще интересные карты, на квалификации средней и длинной, они вызывали у многих улыбки. Карта периодически не совпадала с местностью, но при этом, как у нас принято говорить, сильнейшие победили, значит, соревнования удались. И пока это будет так восприниматься, все так и будет продолжаться. Если сильные спортсмены встанут и заявят в один голос, что такого не должно быть, то, конечно, к ним прислушаются. А когда у нас кто-то один говорит, а остальные, кого удовлетворяют результаты, молчат, и их это устраивает, то, как обычно в России, все так и будет продолжаться.
— В Выборге был следующий этап — спринты. Как тебе там организация стартов?
— В принципе, я не считаю себя спринтером, я всегда считал, что моя дистанция – это средняя. И по юниорам я медаль взял именно на средней, хотя спринта тогда не было. У меня в России очень хорошо получаются спринты, может потому что другие хуже.
В Выборге в первый день была индивидуальная дистанция, и там опять был косяк. Людей сначала дисквалифицировали, потом восстановили. В принципе была запрещенная территория, по правилам, если ты ее пересекаешь, то ты должен быть снят. Там был судья, и он записывал номера людей, которые нарушили правила, и я считаю, что это правильно. Потом в это вмешался тренер сборной, потому что некоторые люди, в том числе Юлия Новикова, Света Миронова и Алексей Сидоров, были тоже сняты. И если Юлия отобралась уже, то эти двое нет, и главный тренер решил дать им шанс, поэтому восстановили всех и всех допустили. Сменилось время старта, я, например, проходил квалификацию «спокойненько», хотел стартовать пораньше, а в результате я убегал в самом конце. Это не самое плохое, но смысл в том, что опять были нарушены правила, пускай это были хорошие ребята, но правила — они одни для всех. Зачем их тогда писать, если их можно просто взять так и переступить.
— Как ты считаешь, эти спринты были самые лучшие в России за все время?
— Это был самый интересный спринт, который я когда-либо бегал в России. Правильное решение, я считаю, что всем разрешили посмотреть район соревнований, чтобы уравнять шансы. Потому что, как обычно, кто-то плюет на запреты, а честный сидит дома, в результате, когда выходят, они оказывается в неравных условиях. Здесь шансы всех уравняли, это сказалось и на результатах, они были очень плотные, потому что все имели представление о местности. Город на самом деле очень интересный, старый город. Ну, дистанция, конечно, была немного затянута. Я занял третье место, сделав ключевую ошибку, опять же, слишком детскую. На смене карт я просто, не глядя в карту, начал двигаться за человеком, который, как мне показалось, бежит на мой пункт. А этот спортсмен, оказывается, успел пробежать маленькую петельку и двигался на другой пункт. А еще потом я допустил самую ужасную ошибку: нельзя отыгрывать ходом уже потраченное время. Поэтому я до конца не дочитал вариант, прибежал в тупик, с огорчения пнул в стенку и побежал оббегать дом. К счастью, она все равно позволила занять мне третье место. Хочу еще добавить, что, на самом деле, на пункте смены карты должен быть коридор, чтобы спортсмен успел посмотреть, куда ему бежать, а не так, чтобы отметил пункт, взял карту и побежал. Ну, ко всему надо быть готовым, это моя ошибка.
— Еще один вопрос, но не последний по спринтам в Выборге. Впервые на Чемпионатах России в летнем ориентировании была использована новая отметка SFR. Как тебе сам чип? Удобно ли было?
— Мне понравилась, у меня она не вызывала никаких проблем, с EMIT мне бегать гораздо неудобнее, а с этой отметкой получалось все достаточно просто. Со SportIdent бегать, конечно, привычнее, но эта отметка тоже достаточно хорошая.
— Во второй день была необычная для России дисциплина – спринт масс-старт. На Чемпионате мира такой не существует, у нас же ее используют в качестве отборочной. Какое у тебя мнение по этому поводу?
— Как отборочная дисциплина, я считаю, нельзя ее вводить. Там большой шанс удачи, и есть возможность показать не свой результат. Но я, конечно, люблю зрелищный старт, и мне нравится это бегать. Масс-старт всегда зрелищно, и вводить такие дисциплины нужно. Но, опять же, как получилось в Выборге, многие оказались в разных условиях, так как сделали большой стартовый интервал в квалификации. Было 5 или шесть групп, в результате я стартовал в последнем забеге, и у меня оставалось всего три часа до финала, а у ребят, которые стартовали в первом забеге, было на 2 часа больше на восстановление. Причем я жил достаточно далеко, то есть я реально прыгнул в машину, доехал до дома, переоделся, помылся, глотнул ложечку супа, поехал обратно и заскочил в резервацию за три минуты до конца положенного времени. Это было не очень хорошо, а также расчет, кто в какую группу попадет: то есть были определенно слабые группы и группы, в которых нужно серьезно упираться, это тоже нужно было учитывать. В финале влияет все, и как ты выложился, и сколько времени ты потратил на восстановление, мелочей нет! Это как-то надо на будущее учитывать, и опять же, если это обычный старт, то это можно не брать в расчет, но это был отборочный старт, где каждая секунда на счету. Финал…опять же поделили так, что первое, второе и третье места были с одного рассева, что тоже не есть хорошо.
— Чемпионат России. Финал. Это, можно сказать, отчетный старт в пределах нашей страны, показывающий уровень развития спортивного ориентирования у нас. Как ты считаешь, награждение на лестнице, отсутствие открытия, поднятие флага около дерева можно назвать уровнем? Тебе не кажется, что не хватает какой-то помпезности?
— Да, да, это все как-то возвращает нас обратно к туризму, нужно проводить более грандиозно эти соревнования, чтобы превращать их в спортивный праздник. Также должно быть больше уважения у самих спортсменов друг к другу, чтобы на награждение выходили не только победители, но и все остальные, чтобы их поприветствовать. Скорее всего, нашу федерацию это устраивает: они проводят соревнования для протокола, поэтому все так и получается. Они не заинтересованы в спорте высших достижений, у нас развивают массовость, и с этим очень тяжело бороться даже у нас, в Санкт-Петербурге, откуда я родом. Где я долго пытался объяснить, что лицо спорта – это элита, и основой фокус должен быть на ней. У нас люди считают, что лучше нарисовать карту или провести детскую эстафету, чем заострять внимание на элите. Никто не будет заниматься ориентированием, ведь люди идут в наш спорт целеустремленно, они вот смотрят на великих спортсменов и хотят добиться того же. В свое время я на Игоря Климова смотрел, на Вову Алексеева, я хотел быть таким и видел, к чему мне стремиться, что можно добиться в этом спорте. А если не обращать внимания на элиту, то это превратится в туризм.
— А что ты можешь сказать по технической части соревнований в Челябинской области?
— По дистанциям: регион очень насыщенный. В принципе, дистанции были очень интересные. На эстафетах, конечно, «райончик» был бедненький, особенно на смешанной. Лучше было использовать второй раз карту одного из личных дней, чем просто проводить по новой. Реально, эта карта не уровня Чемпионата страны. На трехэтапной эстафете местами требовалась смена ритма, местами ориентирование было сложным, пару перегонов чисто на исполнение. Смена ритма, она всегда интересна в ориентировании, именно она приводит к ошибкам.
Три из четырех районов были интересные, и накладок каких-то не было. Соревнования прошли на высоком техническом уровне!
— Уже второй год в Финал включена дисциплина выбор, как ты относишься к нему?
— Если есть возможность провести чемпионат по этой дисциплине, почему бы и нет?! Просто это выбор каждого, хочешь бежать – беги, не хочешь – не беги. Разыгрывается звание чемпиона страны – это возможность для кого-то получить премиальные, поэтому я не против этого. Как отборочную дисциплину ее не используют, а так…
— А вообще ты готовишься к нему? Делаешь ли какие-нибудь особенные тренировки?
— Лично я — не готовлюсь, для меня он как развлечение. В принципе, это достаточно интересно его пробежать.
— Перейдем к последнему официальному старту этого года – марафон в Саратове. В прошлом году эту дисциплину совместили с финалом во Владимире, сделав, почти подряд, пять беговых дней; а в этом году его сделали отдельно. Как ты считаешь, когда его нужно проводить?
— Я считаю, что его лучше проводить весной, как многие скандинавы после периода длительных тренировок. Потому что осенью народ устает, после длительного сезона такой старт, фактически из тех, кто выступал на ЧМ, по крайней мере, из мужчин, добрался только я один, наверное. И, конечно, нужно проводить отдельно, потому что, как в том году, это нереально. В этом году…в принципе есть разные мнения, кто-то считает, что удлиненные дистанции должны быть простыми: легкое ориентирование на выбор варианта, как было сейчас, мне такое не нравится, так как должно быть сочетание всех видов ориентирования: выбор варианта, сложные технически пункты.
— Как прошел для тебя сезон?
— Я разочарован, так как я очень серьезно готовился, как никогда. Но самая большая ошибка была та, что я, после того как перенес тяжелое заболевание, буквально через три дня принял участие в Кубке страны. Реально не мог восстановиться до конца сезона, так как старты следовали друг за другом, нужно было всегда быть в форме. В результате, я так и не смог к чему-то конкретно подготовиться. Конечно, опять же повторюсь, нужно выбирать, к чему готовиться, ставить четкие цели и к этому стремиться. Порой очень сложно, когда заболеваешь, заставить себя пропустить соревнования, но это нужно сделать, чтобы сохранить свое здоровье и продлить свое долголетие в спорте – это советы молодым ориентировщикам. Никогда нельзя бегать, перенеся тяжелое заболевание, а особенно, когда болеешь. Потому что выиграть ты всегда успеешь, а вот здоровье не вернешь.
— В следующем году очень много стартов, как в России, так и на международной арене. К чему ты собираешься готовиться?
— Буду готовиться в этом сезоне серьезно, потому что у меня есть потенциал, но я его еще не реализовал. Конечно, хочется показать результат в десятке на Чемпионате мира и Чемпионате Европы. Пока мои лучшие достижения – это 13 место на ЧМ, и 11 место на ЧЕ. В первую очередь, я буду готовиться к отборам в Геленджике, и хочется отобраться не только на спринт, а и на дистанционную. Конечно, очень хочется, а это самое главное, ведь, когда есть желание, тогда все получится!
Фотографии orienteering.ural.ru и worldofo.com.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Очень интересует финансовый вопрос, за один месяц работы в ноябре в Финляндии, можно прокормить семью?
И вообще, что-то поменялось в профессиональном ориентировании, на что живут спортсмены?