ДЖИРО. Джиро д’Италия – одна из трех самых престижных многодневных велогонок в мире завершилась 26 мая этого года. «Джиро» — круг (итал.). Нынче этот круг в 96-й раз опоясал полуостров, не забыв заглянуть в самые красивые уголки этой прекрасной страны. Горный финиш этапа – особая изюминка Джиро. Вот только горы здесь такие, что никогда нельзя гарантировать подходящие условия. В этом году погода приготовила немало сюрпризов, к концу Джиро резко похолодало.
Пришлось даже отменить 19-й этап. Невозможно представить какая это трагедия для организаторов! Гостиницы для спортсменов и обслуживающей их немалой свиты забронированы, зрителей съехалось еще больше, радио и телевидение сверстано, спонсоры за все уплатили… Следующий, 20-й «королевский», пришлось урезать и оставить только два заключительных перевала из пяти планируемых. Один из «пропавших» — Passo Giao, это непрерывный набор высоты полтора(!) километра. Горнолыжники и туристы поймут, что значит забраться, к примеру, на два Таганая или Юрмы, или пять раз Абзаково.
Действующие лица.
Спортсмены: 23 команды по 9 человек на старте, до финиша гонки доезжает чуть больше половины. Команды: у каждой «конюшни» на гонке целый автогараж – «технички», ярко раскрашенных в «свои» цвета, машины для доставки и командные автобусы. Несколько десятков велосипедов (стоимость каждого от 10 тыс.евро) тащит каждая команда с собой – падений и поломок на длинном трехнедельном пути не избежать никому.
Примерно 20-30 человек обслуживают свою «конюшню» во время гонки, в т.ч. повара, массажисты, механики и т.п.
Судьи и организаторы: даже невозможно подсчитать, сколько занято людей на каждом этапе, но точно счет идет на тысячи. От девушек, которые по традиции целуют героев этапа на пьедестале после финиша до альпийских стрелков, обеспечивающих безопасность, в т.ч. от схода лавин.
Тиффози (болельщики): это особая статья. Тут уместнее всего вспомнить старый анекдот:
Сидит наркоман на речке, рыбу ловит, вдруг поймал он золотую рыбку, и говорит она соответственно:
— Отпусти, за мной три желания не заржавеют…
Говорит наркоман:
— Хочу чтоб мимо меня промчалось стадо мамонтов…
Рев, пыль, стадо промчалось…
— Второе желание — чтоб оно обратно промчалось…Опять стадо с ревом обратно промчалось…
Подумал наркоман и говорит:
— Aаа… пусть снова бегут…
Выпустил он рыбку а она его спрашивает:
— Чего-то у тебя желания странные?
А наркоман и отвечает:
— Знаешь… Люблю крутые тусовки…
Так вот, по сравнению с итальянскими «тиффози» герой анекдота просто изысканный ценитель прекрасного.
Болельщики прибывают за 2-3 дня, живут в отелях или «забивают» места, переносят жару и холод для того, чтобы разноцветный караван пронесся мимо них за считанные секунды. И не три, а всего один раз. Но ради этого раза они приезжают издалека, оставляют свои машины на специальных стоянках, потом заплатив за автобус, продвигаются ближе к горе.
А там уже осталось 5-10 километров пешком, несколько часов ожидания – и вот оно, счастье! Футбольно-хоккейным фанам этого не понять. Но честное слово, насколько велогонщики более похожи на спортсменов, чем наши футболисты, настолько и эти болельщики – настоящие. Многие из них – сотни и тысячи, ежедневно ждут своих любимцев на велосипедах, забираясь для этого на самые недосягаемые кручи.
Как я уже писал в первой части, зачастую отличить их по инвентарю и форме от профессионалов весьма затруднительно, все хотят быть похожи на своих кумиров.
В общем, крутая тусовка! Хватит разговоров на целый год, а там следующая Джиро!
Финансы. Огромные! Сохранив великую спортивную сущность (которую правда иногда подмывают допинговые скандалы), гонка не только сама себя обеспечивает деньгами, но приносит еще и прибыль. Репортажи по телевидению на несколько часов, после финиша валящиеся от усталости победители не идут в душ, а терпеливо раздают интервью. Это условие спонсоров!
Стационарные телекамеры на «королевском» подъеме расставлены через 500 метров.
Вся форма, автомашины, десятки километров баннерных ограждений на каждом этапе буквально кричат рекламой. Крупнейшие газеты отводят ежедневно целые полосы освещению гонки, а армия корреспондентов дожидается на этапах финиша с трудом влезая в специально отведенные пресс-бары.
Кто спонсоры? Вся Италия! В этом году генеральный спонсор BALOCCO – производитель всякой вкусной всячины, в том числе печенек и т.п.
Но самые главные спонсоры – производители велосипедов и их частей, аксессуаров. Здесь итальянцам есть чем гордиться, велоиндустрия у них развита фантастически, фирмы конкурируют и борются за каждого спортсмена и любителя. А где, как не а «Джиро» это сделать? Завтра вложенные на рекламу деньги обернутся тысячами новых проданных велосипедов, маек, велотуфлей и т.п. А те, в свою очередь, будут помогать своим хозяевам держать форму, ведь кроме про-гонок в каждой местности проводится великое множество гонок и пробегов для любителей, и здесь число стартующих идет уже на сотни и тысячи. На все это смотрят дети, с детства мечтающие о славе, и так создается и массовость и мастерство. Нашим московским спортивным деятелям, так любящим «показушные» мероприятия, не понять, что только спортивные традиции, созданные реальные условия для занятий и настоящий профессиональный пиар сможет дать интерес, раскрутить людей на постоянные занятия, а не на участие в плохо поставленных одноразовых акциях.
Что я видел. Сумасшествие начинается задолго до прохождения этапа (всего этапов 21, в среднем по 150-200 км каждый). Создаются оргкомитеты на местах, задействуются все – от армии до детей. На «проблемных» участках (у нас такие были бы образцовыми) укладывается новый асфальт.
За несколько дней до этапа: в окрестностях Кортина д’Ампеццо кладут новый асфальт специально для гонки.
Трасса украшается всевозможными плакатами, приветствиями, а самые выдумщики создают свои шедевры на снегу, полях и воде – для показа во время гонки по телевизору с вертолета.
На горном подъеме через каждые метров 500 – передвижной буфет, здесь напоят глинтвейном и накормят горячими сосисками. На горе формируется целый город, со стоянками, пресс-центром, отдельными кафе для прессы, участников и зрителей.
Промежуточные арки, указывающие расстояние до финиша, монтируются прямо во время прохождения этапа.
Последние четыре километра – средний уклон 18 процентов, кто знает, что это такое, тот оценит!
В отличие от чемпионата мира по лыжным гонкам в тех же Доломитах, где мы не увидели ни одного полицейского, здесь были и полиция, и карабинеры, и горные альпийские стрелки.
В тенте-ресторане для зрителей на финише тесно, но всем места хватает.
Альпийские стрелки тоже хотят по сэндвичу.
Техника свое дела сделала и отдыхает.
Остался последний километр до финишной черты
Последний километр подъема огорожен заборчиками, и трасса свободная для гонщиков, чтобы никто не повлиял на распределение мест на финише. А вот остальные километры крутого подъема – раздолье для фанов!
Кто во что оденется, кто лучше разденется – чего здесь только не увидишь. Пользуясь медленной скоростью на преодолеваемой гонщиками «стенке», тиффози бегут рядом, толкают спортсменов за седло вверх, кричат и жестикулируют как сумасшедшие. Лидеру гонки Винченцо Нибали пришлось в этот раз прямо отталкивать от себя по ходу рьяных обожателей. Ничего не поделаешь – это Джиро!
Розовый цвет – цвет Джиро. А это «розовый дед».
Потом вся эта армада движется несколько часов вниз, голося и распевая песни, хотя в этот настоящий зимний день хотелось только одного – побыстрее в отель и залезть в горячий душ или ванную, и остаться там надолго. Но все трудности и невзгоды на следующий день забываются, а Джиро в душе остается навсегда.
Организаторы взрывают снег на вершине Tre Cime de Lavaredo, спуская искусственные лавины.
Все с интересом наблюдают.
Флаг Озерска – на финише «королевского» этапа.
РЕЗУЛЬТАТЫ. С огромным отрывом выиграл В.Нибали (Италия), буквально задавив конкурентов на последних этапах своей мощью. Плакаты фанов гласили: Да здравствует КанНибализм!
Ждем появления лидера, вокруг оглушительный визг и стук ладонями по баннерам.
Вот и он!
Знаменитый Микеле Скарпони дотягивает лишь четвертым в общем зачете.
Техничка российской «Катюши» сопровождает нашего капитана Трофимова. Он – тринадцатый в «генерале», это неплохо, ведь Денис Меньшов, двукратный триумфатор Джиро, покидает велоспорт, и нам нужен новый российский лидер. Зато у «Катюши» — две победы на этапах, а «наш» Лука Паолини вез розовую майку несколько дней – и это успех!
Пелотон разбился на группы, главная цель – доехать.
До свидания, Джиро и до новых стартов!
ПОСЛЕСЛОВИЕ. «Джиро» летит по дорогам Италии более 100 лет. За ее блестящим фасадом еще сотни маленьких «Джиро» — местных гонок, пробегов, фестивалей. В первой части своего репортажа я пытался рассказать о развитой велосипедной инфраструктуре, возможностях для занятий и активного отдыха людей. Нам до этого очень-очень далеко, должно созреть общество и социальные условия. Но сидеть сложа руки – это тоже неправильно. В нашем спортивном проекте «Провинция» в поселке Слюдорудник своими скромными силами пытаемся, помимо прочего, уделить внимание и вело. Работает прокат велосипедов, разработаны маршруты – от 2 до 15 километров в одну сторону, развешиваем схемы, размечаем трассы. Виды прекрасные, автомашин мало. Есть куда развиваться, одна только бывшая узкоколейка Кыштым-Карабаш чего стоит – прекрасный маршрут среди гор и озер. Приезжайте и начните свою «Джиро»!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Спасибо за интересный рассказ.
Андрей, спасибо за рассказ. Кухня гонки изнутри, что может быть привлекательнее!? Добавлю от себя 5 копеек про Джиро хоть и на сайте Уральского ориентирования. 2 года назад будучи в Италии, специально сделали крюк в 200км до Турина дабы стать участниками-зрителями этой легендарной гонки. Открытие и командная гонка (TTT), пожалуй, наравне с горными этапами, самый интересный этап, где с интервалом в 2 минуты проносятся все команды. Настоящий праздник! фото до сих пор пересматриваю))) Не оставляю желаний уже спецально приехать на несколько этапов Джиро или Тура в ближайшие годы.
Спасибо за рассказ.
Как вот такое делать у нас?
Для этого нужен определенный уровень культуры и должное финансирование. Абсолютно согласен «должно созреть общество и социальные условия». Только вот почему-то мне кажется, что это будет не в нашей жизни.((
Например, мне не известны соревнования в нашем регионе, которые собирают более 20000 участников, и которые являются культовыми. Т.е. поучаствовать в них — это престижно.
Уровень отношения к спорту у нас и в Европе просто разительный. Что, нам это не нужно?… это не для нас?… какой наш национальный спорт? … мы лучше с друзьями на шашлыки съездим…
Это все так… о наболевшем.
С другой стороны успокаивают мысли, что у нас есть огромный потенциал для роста в этой сфере) Всем удач, и давайте менять этот мир к лучшему!
Антон, если говорить про велоспорт, то нужны прежде всего дороги, повышение соцкультурного уровня людей ( в т.ч. водителей), популяризация активного отдыха. А включая все остальное… Пока на выезд)) Подкину идейку уральским ориентировщикам. В этом году в эстафете Юкола приняло участие рекордное количество российских команд. Но то ли еще будет в 2016-м, ведь эстафета пройдет в приграничной Лаппеенранте (20км от границы, от Питера рукой подать до Фэйрилэнда). Мероприятие серьезное. Можно уже начинать составлять команды и готовиться)))))