Заканчивается зимний сезон, а на Урале это пора лыжных марафонов. Во многих из них участвуют и ориентировщики. Приводим интересные рассказы Павла Шабашова о двух марафонах.
Коньковый марафон»Европа-Азия» (Первоуральск-Екатеринбург)
Предыстория.
Так вышло, что после «Каменного Пояса» я катнул восстановительную тренировку и заболел. Ничего серьезного, обычная простуда, но неприятно. Тем более, что в понедельник уехал в командировку в далекий Абакан. Поэтому «Европу-Азию» планировал бежать «на свежачка». В беге такое иногда прокатывает, в лыжах реже. Командировка прошла успешно, простуда постепенно проходила, но перед отъездом в четверг пришлось слегка нарушить режим с представителями заказчика и вдобавок слегка потравился. В самолете на себе прочувствовал суть анекдота про молодого аптекаря, прописавшего слабительное от кашля «вон он у стенки стоит, и кашлянуть боится». Поэтому никаких спортивных целей на марафон не было, но хотелось выбрать оптимальную скорость, потому что просто доехать – это достойная цель, например, в Ревде, но никак не на Е-А.
День гонки.
С трансфером у меня все было решено. Спасибо Жене и Алене Маскинским, они вызвались отвезти меня на старт и более того, сопровождать на дистанции. Поэтому у обелиска тусовались недолго, успел только очно познакомиться с некоторыми участниками чата лыжников-любителей, размялись и на старт. Взял с собой 3 геля, Жене был вручен термос с маралом.
Самагонка.
Стартовали достаточно спокойно, без завалов не обошлось, но я их объехал и с разгонной петли вышел в своем паровозе. Уже через 3 км пульс вышел на стабильные 155 на равнине. Ускоряться в отличии от прошлого раза не хотелось, шли ровно, обгоняли самых горячих, которые быстро начали. 10 км за 31.30 – первая мысль – быстровато, но пульс в норме 155-160, поэтому пофиг – едем. Хрустальная 13.8 км за 43.5 минуты, съедаю гель, на пункте питания запиваю – все хорошо – погода радует, сил пока вагон, лыжи катят чуть лучше чем у окружающих на выкатах, в раскат идут – вообще песня. Все, распределились, едем. Нас 2-3 человека, те кто обгоняет – маячат впереди и как правило обгоняются обратно. 20 км за 1.04. Вдруг километре на 22 нас с гиканьем обгоняет паровоз из 8 человек, ведомый Димой Шайдулиным, которого я обычно выигрываю. Че делать встаю за ним, как раз за девушкой, которая идет в арьергарде (Пухарева Анастасия из Чайковского). Готовлюсь терпеть, но паровоз начинает на глазах разваливаться. Кто-то уходит на обочину на обед, кого-то объезжаем на спуске и вот уже впереди никого и Анастасия уходит вбок и пропускает меня. Вижу впереди следующий паровоз и так как первым ехать не хочу – слегка натягиваю чтобы переложиться в него. Примерно километр и я утыкаюсь в эту колонну, оглядываюсь – сзади никого. Зато впереди Володя Осляков, который в Березовском нынче завез мне полторы минуты на 10 км. Понимаю что в моем сегодняшнем состоянии от добра добра не ищут дорабатываем этим паровозом до 2-го ПП, где меня ждет Женя с теплым напитком. 30 км. 1.37 – темп практически не падает, немного начинают гудеть мышцы, но впереди проверка паспортов – единственные подъемы на трассе.. После ПП встаю за № 244 Чичирин Дмитрий из Вологды. Он едет на полосатых Фишерах. Эх, мечта детства. Но у него, конечно же, сатурновская реплика)) На подъемах проходим около 5 человек. На удивление после Верблюда самочувствие в норме, теперь можно и попонужать. Достаем № 269, едем втроем. Перед последним ПП съедаю 3-й гель, Женя уже на посту, последний раз пью – погнали. Почти сразу утыкаемся в неторопливую группу из 5 человек. Большой соблазн плюнуть на все и доехать за ними, но при повороте к биатлону видим впереди огромный паровоз примерно человек 15. Прорываемся с 269, начинаем натягивать, он впереди, спасибо ему. Кого-то обгоняем сразу, к подъему подходим уже в арьергарде следующей колонны. На подъеме народ окукливается пачками, просто встают на обочине, у меня силы на удивление остались. Пульс уже 165 (при абсолютном максимуме 173). Закатываем на мостик, все подъемов больше не будет. Со спуска приходится плужить, народ умудряется идти в 3 ряда, а жаль, лыжи у меня едут лучше. После разворота оказываюсь 6-м в паровозе, сзади никого. Очередная мысль – все, мне здесь хорошо, хорош дергаться, но опять не судьба. Вижу что первым в нашей группе идет Саша Волков, который в Ревде принес мне 2 секунды, более того, он начинает отъезжать. Упираюсь, прохожу группу и кидаюсь в погоню. Догоняю за 200 метров и убегаю как раз на те 2 ревдинские секунды. Как награда за все дерганья – заезжаю 99-м в абсолюте. Результат 2.41.03, сзади в минуте человек 15, все кого я обгонял, начиная с подъема. Для сегодняшнего моего состояния – это, к сожалению, максимум. Но сама гонка получилась сегодня веселой, солнечной и динамичной. Радует что остались силы, ничего не свело, не скрутило.
На этот раз у организаторов все четко – трасса на твердую 4, все прошлогодние ошибки учтены и исправлены. Марафону – быть.
Классический марафон «Азия-Европа-Азия» (окрестности Новоуральска)
Подготовка.
Фактически ее не было. Вообще на эту авантюру меня подбил еще осенью Антон Жиганов, который год от года добавляет в результатах и бегом и на лыжах. Я всегда любил классику…смотреть по телевизору. У меня даже с прошлой жизни остались классические Фишера рассчитанные килограмм на 65 (при моих 75) и иногда я делал вылазки на ветеранскую двадцатку. В этом году все было намного серьезнее. Были специально куплены классические Росси на распродаже в Триале и недорого и, судя по наклейке, точно в вес, а так же классические ботинки Мадчус, удобные и легкие как кроссовки. В декабре несколько раз удалось проехать медленно по 20-30 км, а с января началась движуха на работе и лыжные тренировки перешли в режим «лыжи-в- багажнике-время-есть-поехал». Понятно, какая тут классика.
День гонки.
Как всегда проторчали немного на вахте при въезде в Новоуральск. Спасибо Коле Бондарю, он узнал в режиме он-лайн секретные номера списков и мы потеряли всего лишь минут 15. Регистрация – достаточно быстро – справка-страховка-стартовый пакет. Погода прекрасная, внизу -4 и солнце, наверху по слухам на 3-4 градуса ниже.
Гонка.
Ну че, все побежали и я побежал, первые завалы удалось объехать по бровке. Разгонный круг – все долбят. Ну и я тоже. К началу подъема я понял, что лыжи едут как-то не очень, просветы стало закрывать трудно. Надо сказать что 7-икилометровый подъем на перевал не так страшен как мне обещали. Все идут спокойно, кто-то долбит, кто-то раскатывается, при попытке пойти одновременным одношажным (не ржать) пяткой сзади бью в чьи-то лыжи. Это Антон уже повалявшись в завале в буквальном смысле наступает на пятки. Пропускаю. Снова пропускаю…еще пропускаю. Начинаю понимать что не столько с лыжами, сколько со мной что-то не так. Наверное все-таки надо тренироваться. Общий подъем продолжается примерно до 16 км, прихватывает поясницу и правый квадрицепс, все уезжают. На коротких кусках равнины пытаюсь расслабить спину, не получается. Это не от недостатка техники, нет, это от полного ее отсутствия. На 15 км приходит мысль, а куда я тороплюсь. Я же приехал получать удовольствие. Лыжи держат как на гвоздях, трасса прекрасная, солнце, красота вокруг неописуемая, сбрасываю скорость, перехожу в режим получения удовольствия. Этому способствуют раскатистые спуски на второй половине круга. К своему удивлению начинаю подбирать отставших. Меня уже никто не догоняет, такое впечатление что сзади уже никого и нет. На переходе с круга на круг гуляет семья Нечкиных как всегда с фотоаппаратом. Пытаюсь изобразить улыбку. Получается плохо. На втором круге перехожу в режим медитации (классика способствует). Вокруг Белое Безмолвие. В голове проскакивают рассказы Джека Лондона, на которых выросла моя любовь к приключениям и к которым я так и не смог приохотить своих детей. Прихожу в себя на очередном пункте питания, где Леша Головань заботливо спрашивает, точно ли я доеду до финиша. Неужели я так плохо выгляжу? У меня состояние прекрасное, кажется этим темпом могу проехать еще столько же. Постепенно догоняю номер 68, вместе обходим еще 2-х капнувших, один уже откровенно полуконячит. После 44 км начинается длинный спуск с кусочками равнины. 68 порывается пропустить меня вперед, но лыжи у него едут лучше, к тому же отсутствие фиксации голени приводит к тому, что на резком повороте я ложусь на бочек. Доехал. Свеж и бодр. Немного ноет спина от долбежки на последних километрах. Результат печален 3.33.17 119 место из 150 стартовавших. Проигрыш лидеру 1.04. Всем, с кем на равных борюсь на коньковых марафонах проиграл от 20 до 30 минут.
Но поездкой доволен. Еще 4 года назад коньком проигрывал лидерам значительно больше. А если рассматривать этот марафон как приключение, то вообще все хорошо. Идеальная трасса, идеальная погода. Прекрасная организация и волонтеры. Всем советую. Тренируемся. Через неделю «Крылатый конь» и, скорее всего, завершение лыжного сезона. Основная задача сезона, накататься так чтоб захотелось побегать бегом выполнена на 100%.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!