Три по десять

Написать хочется о многих событиях этого лета. Почти после каждого старта появляется такое желание, но все откладывается в самый дальний и темный ящик. Пора начать его разбирать. Написать сейчас хочу про последнее по порядку событие — рогейн «По болотам и по взгорьям» от Николая Ивановича Бондаря. Пока бежал эти три часа, много всего интересного для себя открыл, было время подумать…

Принимаю участие в подобных длинных стартах раз примерно в три-четыре года. В этом сезоне появилось окно в соревнованиях по ориентированию, и с оглядкой на хороший прогноз погоды решили с Ириной поучаствовать в этом рогейне. Выбрали, конечно, трехчасовой формат. На восемь часов нужны совсем другая заряженность, внутренний самонастрой и много времени для «отходняка» — опыт в прошлом имелся. Но тем не менее, подготовку и к трем часам провести пришлось. Прикупили еще один гидратор, несколько гелей, достали из шкафа компрессионные гетры (наконец-то и их попользуем), немного подумали про обувь и одежду, а также отыскали курвиметр… Дорога до старта с Эльмаша заняла смешные полчаса, до стартовой поляны все по отличному асфальту — так бы везде попадать на карту! Среди участников ожидаемо вижу много незнакомых лиц. Различные туристы, ультрики, экстремалы и мультигонщики часто посещают такие медитативные мероприятия в ориентировании. Перед выдачей карт консультировался с Николаем и еще с некоторыми завсегдатаями рогейнов — на какую примерно скорость  рассчитывать свой бег. Думая накануне о планировке своего маршрута, сделал логичный вывод, что это главное. После всех консультаций уверился, что должен класть по этому лесу всего по 6-7 километров в час. Сразу скажу — это был главный просчет. После выдачи карт отбросил юго-западную часть с мутными болотами и легендами КП, на дальний восток тоже особо не засматривался, так как далеко. И вооружившись курвиметром и калькулятором (масштаб: хитрые 1:26500) начал считать километраж. Накрутил себе несколько пунктов на 18-19 километров, оставил несколько потенциальных трешек у финиша на конец, спланировал стартовый перегон по длинной дороге — это пока есть силы и можно быстро бежать. Для понимания того, что происходит по ходу дистанции, даже написал расстояния от кп до кп на карте. Все вроде бы складывалось…

Запомнились слова Коли, что лес тяжеловат, много хламных вырубок и что в один только год победитель при очень дорожном рогейне набегал тридцадку километров. Тем не менее, в этот раз я хотел не просто погулять, а испытать готовность организма бежать быстро длительное время. С зимы не делал длительных тренировок хотя бы на два часа и подумал, что такая пора настала. Втопил на 59 по асфальту с горочки из четырех минут. Бежалось комфортно. Все преследователи свернули на 45, я в тот момент решил, что это лишнее… Приятный заход на пункт по визирке, а на уходе решаю испытать лес на пробегаемость. Беру азимут на изгиб шоссе и по инерции считаю пары. Времени вагон, поэтому на ходу посчитал сантиметры по карте. Бежится замечательно, лес приятно удивляет. Пары и азимут сошлись идеально — это внушило много оптимизма. Я несу на себе литр изотоника, но пить не хочется, водой на 57 тоже, конечно, не пользуюсь. Следующий перегон на 77 через низ горнолыжки Стожка. Ни разу на горе не был, так хоть под горой пробегусь. Да только вход с опасной табличкой и злой лай собаки там заставили меня почесать затылок. Но местный охранник сказал, что пробежать можно, а собака на привязи. Помолясь, чтобы привязь сдержала, я протрусил мимо. Горнолыжкой не полюбовался и развилку направо пропустил. Так решилась главная дилемма перегона — с какой тропы заходить в гору. Еще одна заминка — пересечение газовода. На несчастных двадцати метрах было столько малины, крапивы и Иван-чая и все выше меня ростом, что пришлось орудовать ногой как мачете. Подъем в гору показался легче, чем ожидалось. Перегон на 52 дорожными вариантами. Тут начинаю встречать участников. Захожу с просеки по носу. Пары опять сходятся. Карта пока кажется суперточной, поэтому уходя с кп уже не боюсь брать азимут на пересечение тропы с просекой и попадаю, куда хотел. Дальше ручеек и плохо заметная в лесу тропинка. По ней планирую добраться до дороги и трапециевидной поляны. Но тропинка часто виляет, на ней много поваленных деревьев. Это забавная игра — не дай ей пропасть. Но я знаю, что в любом случае поставлю азимут на север и выйду примерно туда. Пока здесь бежал и наслаждался еловыми запахами, вдруг осознал, как я много думаю на дистанции классического ориентирования, как устаю от этого. А здесь у меня было полно времени на бегу, постоянно тянуло что-то измерить и посчитать, при этом скорость я легко держал из пяти минут на км по дорогам. Тут я впервые подумал, что не обязательно даже сегодня кого-то побеждать и кому-то что-то доказывать. Я уже правильно сделал, что приехал — раз я так кайфую от бега, пейзажей вокруг и карты. Тропа та, кстати, все же ускользнула от меня, но я уже видел впереди большую поляну и просто резал по лесу к ней. Заход на 66 не составил труда. И вот я понял страшное — за час с небольшим я уже пробежал больше 11 километров. Мой план про 19+ километров за три часа провалился. Я и все остальные смогут пробежать тут гораздо больше двадцати!  Нужно было менять маршрут, как-то его грамотно удлинить. И я решил, что спокойно смогу взять кроме 43, еще и 61 и 58, а потом выбирать вариации ближе к финишу. Так и поступил.

Дорожный вариант на 43 был теперь даже как-то скучноват. Тогда я и решил, что могу позволить себе хапнуть приключений и пошел с него на дальний угол вырубки по азимуту. 600 метров по лесу — не проблема. Опять попал. По краю вырубки было плохо бежать. Решил опять резать по лесу до дороги. Но тут уткнулся в несанкционированное болото и подрулил опять в сторону вырубки. Ожидал попасть на тропу, ведущую от вырубки к дороге… Но попав на тропу и пробежав по ней до болота, понял, что бегу не в том направлении. Уперся в болото, в нем увидел какую-то беседку, может быть, колодец-родничок, и стал думать. Понял, что вариант один — идти прямо на восток и упираться в нужную дорогу. Тут подвезло и я выпал на одну из попутных визирок. По ней вышел на развилку дорог и решил на этом, что хватит неоправданных рисков — буду держаться дорог. Начинаю попивать. На 61 захожу с развилки троп в лоб горы. Перед самой вершиной поперек мне пробежало семейство из четырех косуль. Слышится отчетливый стук колес поезда, но на карте вблизи железной дороги нет — интересненько. На 58 решил заходить по просеке вверх. Сначала удивился малой крутизне заявленных горизонталей, но ближе к вершине все наладилось ))). Возвращаясь с кп вниз, разглядел в карте каменный карьер поблизости и понял, что звук поезда идет оттуда, а по дороге в ту сторону периодически следуют КАМАЗы — работа кипит и по субботам. Дорожный перегон с 58 до 48 вымотал меня как следует. Пять километров холостого бега по дороге — и у меня закрались мысли, что я что-то сделал неправильно.  Посмотрел на карту влево — два далеких мутных пункта, а справа я все взял. Приходится бежать прямо. КП беру не очень гладко — сначала среагировал на менее выраженную горку. Смотрю на часы — 2.10 в пути. Решаю, что могу позволить себе взять 39 (хоть потенциально думал про 45 вместо него) и 34-38-36 как и хотел. Дорожные варианты со скорость по 4-4:20 начинают утомлять, а на 39ом я увидел первую неточность в карте — на горе перед кп по факту два носа, более выраженный идет влево, на нем и стоял пункт. 34 беру в 2:34 начинаю поспешать. А так уже не хочется куда-то гнать. Но вспоминаю, что хотел испытать себя на соревновательных скоростях, и терплю. Заход на 38 подрезаю по бегущему впереди мужчине. Мужчиной оказался Алексей Рязанов. Трава на вырубке лезет в нос, рот и глаза, но это все отмазки. 2:41 и 27 километров в пути. До старта считал, что с 36го бежать на финиш примерно 1300 метров. У меня есть минут 12, чтобы его взять, — отлично. На местности оказалось много травы и протоптышей в ней, много всего светилось и претендовало на поляну с болтом. Но я вырулил к призме в травяном коридоре. Тут как тут Алексей. У нас 13 минут. «Успеем?», — спрашиваю. «Ты успеешь, я — вряд ли», — отвечает Алексей. Странно, по моим подсчетам все мы должны успевать, почему такой пессимизм? По тропе ухожу в сторону дороги и по ней налево. И тут, совсем не во время, еще неточность в карте — дорога раздвоилась. Я уверен, что это просто разъезд и дороги сойдутся, но нет — моя правая уперлась в вырубку и закончилась. Начинаю лезть по лесу левее, а там крапива, вода, ямки. Ух! Алексей что-то знал? Пробиваюсь снова на дорогу, а тут снова он — Рязанов. Нет, теперь точно успеем оба на финиш — мне опоздать нельзя. Этот отрезок пробежал по 4:00 и финишировал в 2:56. Алексей отстал на две минутки…

Как хотел — хорошо работал все три часа. Усталость начал чувствовать в 2:10-2:20. Пробежал 29,6 км. На финише понял, что с вариантом ошибся. Недобрал много очков. Отлично было бежать по болоту и заканчивать ..50-40-31, оказывается. Точно нужно было начинать с 45го. Еще были варианты ..69-37.. Все это богаче по очкам, чем моя форсированная трехочковая концовка. В итоге я проиграл одно очко Ситников Дмитрию и выиграл всего два у Олеси Рязановой. Пробежав при этом намного больше километров. В рогейнах тоже нужно тренироваться. Рад, что выдержал в целом заданный темп. Снова восхищен качеством карты. Опять очарован видами уральской природы. Спасибо Коле за приятную традицию! Рогейн прошел уже в десятый раз, а в следующем году здесь будет чемпионат страны на 24 часа. Кто хочет провериться — добро пожаловать. 🙂

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!