Реплика Сергея Добрынина

Не так давно у нас на сайте вышло интервью с Дмитрием Поповым, посвященное большей частью проблеме спринтов в России. Своим мнением об этом интервью решил поделиться челябинец Сергей Добрынин, который на данный момент является сильнейшим ориентировщиком Урала. Сергей успешно участвует в спринтерских стартах на Кубках и Чемпионатах страны, а также выступает за сборную России. Ему слово.

Здравствуй, Андрей! Хотел оставить комментарий под постом «Интервью с Дмитрием Поповым. Часть 1», но потом понял, что тоже хочу рассказать о спринтах взглядом спортсмена, которому посчастливилось пробежать их. К счастью таких дистанций с Дмитрием у нас получилось примерно пять штук. В начале хочу сказать, что я ни в коем случае не хочу обидеть планировщика или в какой-то мере задеть его чувства. Это сугубо только моё мнение и мои рассуждения по другую сторону городского спринта. И я благодарен Дмитрию, что он находит силы и тратит своё время на организацию таких стартов. Я начну в формате «комментарий к посту» и здесь же будут мои мысли, а там — как получится.

Цитата из интервью: «Всё в угоду соблюдения обновленных рекомендаций IOF, согласно которым, главная задача на дистанции спринта — это реализация выбора из трёх и более вариантов на каждом перегоне, при том, желательно, чтобы выигрышным оказывался далеко не самый очевидный». Пролистав Рекомендации не увидел, что именно эта задача является главной. Мне как спортсмену из обновленных рекомендаций IOF близко вот это:
Дистанция должна быть спланирована так, чтобы от спортсмена требовалась полная концентрация на протяжении всей гонки. Это означает, что на дистанции для Спринтерского ориентирования должно быть минимальное количество перегонов, на которых не предлагается выбор вариантов движения, и все спортсмены двигаются по одному варианту движения.

Мне очень понравилось, когда Дмитрий в течение Кубка России и Чемпионата России строго ссылался на правила и рекомендации. Особенно, когда дело заходило о длинных вариантах и искусственных заграждениях. Но, на мой взгляд, можно было бы обратить внимание на пункт «1.4 Время победителя, стартовый интервал и хронометраж». Где указанно, что время победителя должно быть 12-15 минут, а не от 15 до 19 как было в наших реалиях, на трёх стартах. Кстати, на мой вопрос: «Почему была настолько длинная дистанция?», Дмитрий ответил, что он не виноват, что мы такие слабые. Не уверен, что это был компетентный ответ.

Результаты Кубка России, Спринт-пролог, г. Волжский 09.04.2021г.

Результаты Кубка России, Спринт-финал, г. Волгоград, 10.04.2021г.

Результаты Чемпионата России, г. Сосновый Бор, 29.05.2021г.

Также мне непонятно мнение о работе с легендой? Как это может влиять на Fair play? Про поиск КП соглашусь: искать на неоднозначном объекте по примеру первого дня Чемпионата Росии 2021( первый и пятый пункты) — это неправильно.

Да, не лучший вариант, но как можно сравнивать поиск КП на неоднозначном объекте, с работой с легендой и работой с забором. Легенда всех уравнивает, а кто не умеет с ней работать, пускай учатся. Это навык, а не врождённый бонус. И почему-то в Рекомендациях я не увидел про это: «который видит чуть хуже, тяжелей на бегу определить однозначно точку КП, тяжелей вчитаться в легенды»…

Мне показалось, что есть небольшое противоречие в этих словах про дистанцию спринта Первенства Мира в Турции: «Такова однозначная позиция IOF. Последний пример — пункты 36, 40, 47 на спринте JWOC, местоположение которых относительно стенок читается и без взгляда в легенды». А что вы скажете про пункт 49? Этот пункт без легенды просто невозможно взять! Четыре потенциальных угла, где с первого взгляда может стоять пункт.

Мне также непонятна стратегия планирования дистанции с длинным перегоном. В рекомендациях пишут, что «длинные перегоны могут присутствовать, если их исполнение предполагает сложный уровень принятия решений на всем протяжении».

Я, если честно, не сильно понял наличие такого большого количества длинных перегонов в первый день Кубка России. Один длинный перегон — да, хорошо! Но зачем делать шесть длинных перегонов при небольшой разнице в длине? Ну да, местность скудная и не позволяет сделать европейский спринт, но можно сделать российский, чтобы у спортсменов была возможность хоть как-то почувствовать, на какой скорости нужно ориентироваться, выбирать варианты, на крайний случай, работать с легендой. А у нас получается так: ни одного варианта на «найти хотя бы один-два варианта на сложном перегоне» так давайте сделаем 7-10, но чтобы все попали в глаза и пускай гадают, какой лучше. В Рекомендациях вычитал, что спринт должен получиться динамичным, быстрым, чтобы голова кипела от количества поступающей информации. Ну как на пунктах 1,3,9,19 будет динамика? Какая здесь вообще сложность? В первый день Кубка России сложные перегоны получились короткими, динамичные и неоднозначные 3, 5, 6, 8, 12-18, 20, 21. Да, местность простая без узких улочек и подпорных стен. Но здесь было много заборов, оливки. На мой взгляд, можно было выжать максимум из этого. А так получается, что с легендами работать — это не конкретно, а с 11 КП значит конкретно. Почему-то мне кажется, что в рекомендациях именно об этом и была речь. В итоге, на мой взгляд, получился простой спринт.

Второй день получился аналогичный первому и со временем победителя и со сложностью.

Но он был более динамичен за счет отсутствия столь длинных перегонов. А потом вытекает вопрос: почему мы так плохо бежим на европейском уровне? Так мы сначала привыкаем бегать кросс с картой и учимся одной технике, а потом выезжаем за границу и бежим на планировке, к которой совсем не готовы. На российских спринтах мы привыкаем попросту долбить на все деньги, забывая разбирать наперед, так как знаем, что нас ожидает один-два варианта с примерно предсказуемым финалом.

Идем дальше.

29 мая, первый день, спринт Чемпионата России. Опять получается та же картина. Во время победителя не уложились по причине слабого состава участников Чемпионата — 17:45. Опять большое количество длинных перегонов: 1,6,9,13. Да, первый КП на выбор-сравнение из двух был хороший, но простота его реализации перекрывала весь интерес. Где здесь принцип регламента, если участник тупо 40 секунд бежит вниз по дороге? Я, честно говоря, ни динамики, ни азарта, ни интереса от такого на спринте не получаю, но, видимо, это моя особенность. Не считая лесной части, в городе вообще коротких и интересных перегонов не было. Лес внёс свой шарм и динамику.

Результаты

30 мая, второй день, спринт Чемпионата России. Уложились во время победителя. Хорошо. Отсутствует множество длинных простых перегонов, хорошо. Но в городской черте опять нет интересных динамичных перегонов. Можно сказать, что Сосновый Бор опять обделил сложной картой. Да, так и есть. НО на этой карте же есть множество узких проходов между домами, которые легко проскочить на высокой скорости или смотря в карту. На таких местах наперёд работать очень сложно. Я постоянно напряжен и не могу расслабиться, всегда присутствует динамика, скорость, и всё-всё есть, что нужно для спринта. Есть район первого КП, между 1 и 2 , 9, 24 КП, где много опорных стен, которых так не хватает в России. Хоть один КП был задействован там? Нет! Потому что это не конкретно, а вот микронеровности, ямки и микробугры — это конкретно, и все в равных условиях. Хотя, на мой взгляд, в лесу ставить на микроямку или яму в зелёнке 20 КП — куда большая провокация. Была ли динамика в этот день? Да, была. За счёт огромной лесной части, так как в лесу на такой дисциплине и скорости очень сложно сконцентрироваться. Было ли это в городе? Не так интересно, как хотелось бы. Но, увы, регламент и российские реалии не позволяют задействовать такие локации как район первого КП, между 1 и 2 , 9, 24 КП.

Результаты

Так к чему это я? Это всё были отборы на Чемпионат Европы и Чемпионат Мира. А там мы видим множество заборов, короткие неоднозначные варианты. Можно ли на таком спринте 40 секунд бежать без ориентирования совсем? Думаю, нет. На этих картах я не увидел большого количества бега без ориентирования.

31 мая, третий день Чемпионата России. Слова автора: «Считаю, это был недостижимый максимум для этой, на первый взгляд, нехитрой карты». Мне почему-то кажется, такой результат был достигнут за счёт пары простых вещей. Короткие, динамичные перегоны не дающие разобрать наперёд, и после поставлен длинный перегон. Со старта мы видим, что нет длинных участков, где спортсмен может разобрать наперёд. Спортсмен в моменте, здесь и сейчас. С кресла да ещё с чашечкой кофе может показаться, что время есть разобрать длинный перегон наперёд, но нет! Пункты с первого по четвертый нужно контролировать, они стоят не на простых объектах, расслабившись можно пролететь свой КП. Помню, что начало было сверхдинамичное. Да просто, но расстояния между КП не позволяли расслабится. И хорошо, что на четвертом КП нужно было решить, где стоит КП: сверху или снизу. И при этом нам первый раз дали длинный перегон, и не просто справа-слева, а с вариантами, калитками, оливками вдоль домов. Так на этом длинном варианте нужно ещё ориентироваться и соображать, куда бежать, не говоря о том, что нас дальше ждёт череда коротких вариантов, да на выбор справа или слева, но именно тех, что и задают тон и динамику спринта в целом. Череда коротких и средних перегонов и вот опять — длинный гон со сложным выбором. И тут мы и можем увидеть первый раз, когда искусственное препятствие перекрывает полностью проходы между зданиями, что очень сильно влияет не только на сравнение одного-трех вариантов — какой лучший, а хотя бы просто увидеть один вариант. Здесь искусственный забор, на мой взгляд, влиял на выбор варианта, на то, чтобы поймать спортсмена, который не обратил внимание на запрещёнку. В предыдущие разы это было для усложнения сравнивания и разнообразия количества вариантов. Здесь они сыграли грамотнее. И далее — опять длинный вариант сменяется чертовски короткими и динамичными перегонами, от которых реально кипит голова.


Писал я это в первую очередь для себя, чтобы разобраться во всех аспектах. А так же мне не понятно, почему из раза в раз мы готовимся к одному, а когда едем в Европу, мы получаем совсем другое. И типичность российской застройки — это не приговор, чего не скажешь о подходе к планированию дистанций. И пример Кубка России и Чемпионата России этого года подтверждает, какая бы ни была местность, из неё можно выжать максимум, отойдя от шаблонов, сработавших один раз на одной местности!

 

Комментарии:

  1. Хорошая работа. Очень полезно службе дистанции. Очень часто у нас КП соединяют для получения нужной длины а не для достижения интересной динамичной трассы. Спасибо.

Оставьте отклик

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.