Традиционно объявляем конкурс на лучшую дистанцию 2024 года.
На конкурс могут быть выдвинуты дистанции, поставленные в 2024 году на территории УрФО плюс Пермский край, Башкирия и Омская область. Срок первого этапа — с 3 декабря 2024 по 13 января 2025 года. Любой желающий может выдвинуть любое количество дистанций, если сможет в одном абзаце сформулировать мысль, «почему же именно эта». Выдвижение возможно в комментариях к этому тексту, в соцсетях, по электронной почте: mororient@mail.ru. Очень хочется, чтобы к тексту выдвижения было приложено изображение карты с упомянутой дистанцией.
Ильяс Шарипов предлагает претендента на Дистанцию года- 2024:
В этом году я определил для себя одного номинанта на Дистанцию года-2024.
Урал, 3-й день. Длинная классика в реинкарнированном новой картой районе. Я бегал там 8 лет назад и поэтому слабо представлял, где там можно накрутить интересную дистанцию на 7,5 км, так как карта была бедна на ориентиры. Однако обновлённая карта позволила это сделать — ориентиров стало в несколько раз больше. Правда, качество карты многие не оценили и поэтому многие плевались от дистанций в этот день, в том числе и я. Однако, невзирая на странность карты, я по-настоящему оценил саму дистанцию.
Во-первых, конфигурация дистанции визуально приятная. Грамотно спланированы разворотные перегоны, а поэтому острых углов практически нет, и выглядит дистанция, как по мне, очень красиво.
Во-вторых, постоянная смена типов местности: сначала сбегали в горку по чистому (относительно) лесу, потом поплюхались в болоте, потом горка, зелень, чистый лес, горки, равнина, зелень, болота, зелень, чистый лес… это я к тому, что планировщик задействовал всё разнообразие района и постоянно перегонял из одного типа местности в другой, и тактику движения приходилось постоянно менять.
В-третьих, железные и однозначные точки. Несмотря на обилие точечных ориентиров, как к югу от 5-го КП, планировщик сумел побороть искушение поставить висячий КП в «молоке» и задействовал чёткие ориентиры.
Ну и в четвёртых — сложно и интересно. Если точка КП была однозначной и на первый взгляд лёгкой, то это совсем не значит, что её легко было взять. Нужно было постоянно держать азимут в зелёнке и искать привязки, иначе ближе к концу перегона ты можешь быть уже совсем не там, где планируешь. Большая часть дистанции подразумевает прямое исполнение, однако, например, мой любимый перегон 16-17 собрал несколько вариантов прохождения, и не все они были прямые. Кто-то вообще предпочёл искать КП за картой. Не специально, конечно. Ну а перегон на последний КП — это просто моё уважение. Любителям расслабиться на последнем перегоне, думаю, такая задумка не зашла. Невооружённым взглядом тут сразу прослеживается 3 варианта, которые участники и реализовывали по итогу. Были тропиночные и полутропиночные гоны, но мной они воспринимались как глоток свежего воздуха и не оскучняли дистанцию. Планировщик будто говорил мне «Ну ладно, ладно, не Чемпионат России бежишь, вот, передохни». И тем не менее, даже на таких гонах некоторые участники ошибались.
Владимир Калашников из Тюмени без больших пояснений выдвинул две дистанции на конкурс:
Тут от себя добавлю, что не очень понимаю легенду КП3. Ну и КП 1/24 и 7, а также 15 и 9, кажется стоят не по правилам.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Ильяс Шарипов предлагает претендента на Дистанцию года- 2024
Владимир Калашников добавил двух тюменских претендентов
Не имею ничего против региона 72 вообще и лично людей, развивающих там ориентирование. Но, раз уж так совало, что и Андрей Морозов сомневается в соблюдении некоторых пунктов Правил соревнований на дистанциях, предложенных в номинацию лучших, и есть информация о проведении в Тюмени семинара судей на всероссийскую категорию в январе. То давайте, глядя на предложенные карты и дистанции, заглянем в Правила перед зачетом.
А вопросы есть и к дистанциям и к картам. Авторы карт у нас, как правило, люди с тонкой душевной организацией («они – художники, они так видят!»). Поэтому не будем их «обижать» (по причине их немногочисленности), но вспомним, что на всероссийских соревнованиях карты и дистанции должны инспектироваться (см. п. 2.6.16, п. 8.2.6 и п. 9.2, п. 8.3.1 и п. 9.10).
По поводу ситуации, когда на карте «круглишок КП» один, а на месте 2 разных КП с разных сторон стены здания, есть в Правилах конкретные пункты: 3.3.7 и 3.3.7.1 (в международных Правилах соревнований ИОФ про это в п. 19.4). А также в п. 2.8.1: «… Местоположение КП должно однозначно определяться при помощи карты и легенды». И в описании легенд КП ИОФ (ISCD 2018): «… контрольный пункт достигается в первую очередь путем чтения карты …».
И на карте спринта, и особенно на карте лесной классики бросается в глаза наличие «авторских» знаков, словно нет в Правилах п. 2.6.3 и п. 2.6.17.1, а так же п. 2.6.3.1, п. 2.3.6.2 и п. 2.6.3.6. Удивляет (кого-то может и радует) вариативность размеров одних и тех же знаков на одном листе карты, а ведь никто не отменял п. 2.3.6.7 и п. 2.3.6.9.
От общего к примерам.
На карте спринта: белые полоски на коричневом фоне дорожного покрытия в соответствии ISSprOM2019 можно распознать как символ 512.3 (пространство с возможностью движения в двух уровнях), но отсутствие символов границ 512.1 и 512.2 как бы намекает(!), что это не туннель и не эстакада, а … самодельный знак (п. 2.6.3.6 -???) — пешеходная «зебра». То есть переход. Переход через что? – через проезжую часть улиц, которую от обычных мощеных тротуаров на этой карте при беглом чтении на ходу отличить практически невозможно!!! Но, как ни странно, вот в этом автор карты слепо выполнил крайне спорное описание символа 501 в ISSprOM2019. Хотя этот же документ, по крайней мере, не запрещает дополнительно использовать символ 709 (например, как на тренировочной дистанции в парке Блюхера) чтобы дать участникам возможность выбрать более безопасный путь. Возвращаясь к теме так-то популярных на российских спринтерских картах «зебр» вместо согласованных и оборудованных с ГАИ, переходов (насколько вообще необходимо использовать такие районы?): кто-то верит, что спортсмен в борьбе за секунды (даже на «тренировке») будет терпеливо соблюдать ПДД???
Перенесемся в тюменский лес. Конечно, полигон военно-инженерного училища по определению грозит «вывихом мозга» любому автору карты. Но, обычная геометрия и здравый смысл, как правило, решают любые задачи. Есть смысл в таком районе подготовить крупномасштабную (от 1:5000 до 1:3000) карту для лесного, но насыщенного суетой спринта, соответственно, в знаках ISSprOM2019, где автор карты смог бы реализовать все свое умение отображать мельчайшие особенности ландшафта. И уж после, с широким применением графической и выборочной генерализации оформить карту для классических дисциплин в более классическом масштабе, например 1:7500 и знаках ISOM2017, оставив на ней наиболее заметные ориентиры. А так, иначе получилась «смесь бульдога с носорогом», где многое на карте не разглядеть на бегу и «излишними вольностями» в знаках. В частности:
Символ 102 (утолщенная/индексная горизонталь) взял на себя обязанности то ли знака 107, то ли 215.
Со знаком 404 (редколесье из кустов или маленьких деревьев) что-то случилось: от как-то нездорово потемнел, неоднократно изменился в размерах и вопреки требованиям ISOM2017 (в п. 2.11.4 и п. 3.4) «женился» со знаком 407 и 409.
Ни и мультиразмерность остальных знаков доходит до того, что на бегу невозможно понять, например, где нормальные точки неровностей (113), а где приподуменьшенные бугорки (109)
Если кто-то прочитал все эти многие буквы, значит Интернет у него есть, а значит никто не мешает ознакомиться в преддверии судейского семинара с Правилами нашего вида спорта и переводами требований к картам и легендам от ИОФ на сайте ФСОР здесь:
https://rufso.ru/kollegiya-sudey/
Стандарты для карт в обновленной редакции (правда, на англо-саксонском наречии) тут:
https://orienteering.sport/iof/mapping/
Андрей, добавьте в комментариях возможность ставить лайки! 🙂
Думал, что никто круче тебя не пишет.
Оказалось, есть конкуренты!