Не первый уже год вижу предложения опросить мнения экспертов о конкурсе на лучшую дистанцию года на Урале. Вот решил осуществить опрос в этот раз. Скажу спасибо всем уважаемым экспертам за обратную связь! Кто-то смог уделить оценке дистанций больше времени, кто-то меньше. Публиковать будем в два захода. Пять дистанций в этот раз и еще пять — позже. Итоговый результат оценки узнаем во второй части… Всего попросил ответить 12 человек. Если вы не видите отзыв о дистанции, то эксперт тут ответил что-то в духе: «Много этапов спланированных бездумно или по остаточному принципу. На всей дистанции могут быть один – два вспомогательных этапа, но не половина и более. О конфигурации – много этапов под острыми углами, а значит со встречным движением спортсменов.» «Остальные дистанции, на мой взгляд «сыроваты». «Дистанция меня вообще не впечатлила. Местность обычная, дистанция не сложная.»
1.Прост-О-старт №7, Спринт, Екатеринбург, парк Блюхера.
Антон Сорокин (Челябинск): Люблю тренировочные старты за малое количество дистанций и возможность разгуляться в создании наиболее интересной планировки без оглядки на остальные группы. Учитывая довольно скучную и простую конфигурацию застройки, получилась вполне неплохая дистанция с упором на чтение легенд и использованием изюминки местности (гаражей), на что вряд ли бы решился планировщик в случае более массового мероприятия.
Андрей Акимов (Слюдорудник): Парковое, городское ориентирование – это не мое, поэтому не буду лезть в чужой огород. Вообще, как мне кажется, прямо сравнивать городские спринты и лесные дистанции вряд ли возможно.
Ильяс Шарипов (Екатеринбург): Смесь отличных перегонов, требующих смотреть на карту более широко и глобально для поиска варианта, и гонов (причём довольно длинных), где просто надо бежать. Порадовали гоны 1-2, 8-9, 9-10, 11-12, 16-17 и 17-18. На таких гонах ты не сразу увидишь глазами подходящий вариант, плюс нужно было читать легенды и не попасть в запрещённую территорию. Последние два в особенности ломают мозг на усталости. А вот 2-3 и связка 4-8 — выбрал, с какой стороны дом оббежать, и беги себе спокойно, разбирай дистанцию. 10-11 — это так называемый «перегон для перегона». Связка 13-15 выглядит необоснованно, ибо лёгкая, длинная, и вообще гаражное ориентирование это занятие 50/50 для меня. Лучше этот километраж потратить на что-то более интересное в жилом районе. Но как тренировочный старт — шикарно.
Адик Бектимиров (Сургут): Очень интересная и сложная дистанция. Большое количество вариантов на перегоне.
Александр Павленко (Пермь): Варианты есть немного, где то надо легенду глянуть, но местность простоватая и надо прямо бежать и умирать)). Первая часть дистанции скучная, вторая поинтересней. Ну норм в целом, хоть и не впечатлило)
Александр Скребнев (Тюмень): не хватает вариантов на перегонах. Везде — один вариант, без выбор в целом. Много «пустых» гонов по дорогам и они длинные, т.е. кросс с картой.
Александр Новиков (Горнозаводск): Карта составлена в правильных знаках. Планировка нормальная, некоторые пункты, я бы сдвинул, появились бы еще варианты движения. На дистанции есть острые углы.
Александр Дьяков (Екатеринбург): Новый, почти неожиданный район. Карта для «автора-любителя» без грубых ошибок. Параметры дистанции соответствуют дисциплине. Планировка динамичная, иногда с неожиданным удлинением внешне коротких перегонов. Смущает (лично меня) только то, что как бы гаражные массивы не походили на карте на средневековую застройку, но, мы же знаем как они в реальности выглядят, чем пахнут и пр.
Алексей Рязанов (Новоуральск): Из предложенных на данном конкурсе дистанций в городском ориентировании – пожалуй, самая интересная дистанция. Андрей не один год, наверное, искал такой район с закутками и без больших дорог. Заборы наше всё. Аналогов старых европейский городов не имеем к сожалению, на рельефе тоже не найти плотной застройки (если только в прибрежной части у моря или больших рек). Интересно и нужно для тренировок, но в абсолюте местность не дотягивает до среднего европейского уровня и поэтому не топ, планировка топ – большая работа по планировке и подбору района.
Сергей Добрынин (Озерск): Сложность для данной дисциплины: Средняя сложность. Начало хорошее, есть выбор варианта, длинным перегонам было место быть, так как на них была динамика ориентирования с частой сменой направления и объектов, концовку испортили длинные перегоны. Порадовало наличие углов заборов, хоть и простых. Наличие вариантов: есть. На сколько использована карта: хорошие районы были задействованы. Красота конфигурации: не понравилось, острые углы и большое количество длинных перегонов не сменяющихся короткими. Перегоны по длине выглядят однотипно. Интересные моменты: Довольно динамичное начало, точки кп требующие работу с легендой. Неоднотипные выборы вариантов. Не интересные моменты: С середины дистанции испортили длинные перегоны, возможно, есть варианты, но наличие длинных прогонов без ориентирования убили вторую часть дистанции.
Сергей Солдатов (Чебаркуль): Дистанции городских спринтов спланированы так, что на бегу тяжело разобраться в конфигурации.
2. «Урал-24», 3-й день. Длинная классика, п. Северка, Екатеринбург.
Сорокин: Я просто дурею с такого количества линейных ориентиров и других дубовых объектов на перегонах элитной дистанции. В прошлом, когда я регулярно тренировался, имел спортивные амбиции, при виде такой дистанции в стартовом коридоре у меня всегда возникала мысль, типа: «Ну и зачем я езжу на сборы, отрабатываю технические элементы на разных типах местности, для того, чтоб пройти такую дистанцию достаточно было бы утюжить стадион и уметь ориентировать карту…». С другой стороны, на простой дистанции шанс потерять концентрацию даже выше, чем на сложной и бежать быстро будут все, значит и цена ошибки выше. Тоже надо уметь. Но, когда вокруг такая красота, зелёнка, в ней точечные ориентиры и плавные формы рельефа, а ты несёшься мимо по дороге или от одной огромной горы к другой, на душе тоскливо.
Акимов: Дистанция построена на азимутальных ходах и точном чтении карты, так как пункты, за редким исключением, стоят на мелких точечных ориентирах. Выбор вариантов есть только на нескольких перегонах (по пути на КП – 19, 22, 28). Много «зеленки», надо уметь по ней бежать точно и быстро.
Шарипов: Мой фаворит остаётся неизменным. Лишь повторю то, о чём я писал ранее: очень приятная конфигурация дистанции, постоянная смена типов местности, железные, но при этом сложные точки. Особенно ценю то, что планировщик поборол искушение поставить КП на одном из десятков точечных ориентиров в «нигде». Считаю бомбезным перегон 16-17 – одолели его далеко не все. Считаю прекрасной концовку. Не нашёл для себя «лотерейных» КП. Были моменты, где планировщик давал выдохнуть, но это длилось недолго, и дальше приходилось решать следующие задачи. Потенциал карты, на мой взгляд, был реализован полностью, при этом не было перебора и спорных моментов.
Бектимиров: Интересный район, с большим количеством точечных ориентиров. С 1 по 4 все размыто, но потом появляется большое количество информации чтобы протянуть себя до кп
Павленко: Начало простое, середина интересная, но ближе к концовке пошли дорожные перегоны (18-22) или пункты после дорог. Не люблю такое) я не умею в быстрый бег. На «Урале» всегда местность вывозит, поэтому потянет.
Скребнев: местность интересная, работа на каждом перегоне присутствует, постоянно держит тебя в тонусе. Если немного отвлекся — долго восстанавливаешься, т.к рельеф местами «плывучий».
Сергей Ефимов (Тюмень): Полностью согласен (визуально, сам не бегал) с Ильясом Шариповым.
Новиков: На карте присутствуют «авторские знаки», не соответствующие требованиям ISOM. Дистанция нормальная, можно было обойтись без совмещения 13 и 25 КП.
Дьяков: Непонятно, что так удивило Ильяса. Вполне «уральская» местность, позволяющая почти всё, кроме городского спринта (хотя в 2015 здесь и спринт ЧиП УрФО прошел))). Просто дистанция, если можно так сказать, относительно гармонирует с местностью. Местность имеет неоднородную проходимость и неоднородную плотность ориентиров (где густо, а где пусто). И плотность КП по дистанции различается. Без стремления поставить КП во что бы то ни стало, хоть на бесформенных пятнышках какого-нибудь цвета.
Рязанов: Ильяс Шарипов подробно расписал преимущества этой планировки Сергея Латынцева и новой карты Геннадия Яшпатрова, подготовленной специально для многодневки «Урал». Смена ландшафтных зон, смена технических приемов ориентирования с азимутальных на движение по объектам или по линейным ориентирам добавляют кайфовости при пробегании дистанции.
Добрынин: Сложность для данной дисциплины: Сложная дистанция, посмотрел дистанцию и вспомнил Чемпионат Европы 2016 в Чехии, чем-то напомнило. Понимаю, что постоянно пришлось бы перестраховываться, в каких-то моментах идти железно. Складывается ощущение, что планировщик прямо наталкивает идти прямо на кп, чтобы там засесть на минутку – две. Точки кп мне очень нравятся. Что ни кп, то засада. Не расслабиться на дистанции. Перегоны с «соплями» вместо простых объектов, за это отдельное спасибо. Посмотрел дистанцию и пожалел, что не поехал. Красота конфигурации: Красивая дистанция, длинные и средние перегоны сменяются короткими, частая смена направления. На сколько использована карта: Сложные и интересные места использованы. Наличие вариантов: Благодаря пустым перегонам приходится выбрать маршрут не по прямой, а с железными привязками или упреждениями. Интересные моменты: Вся дистанция интересная. Неинтересные моменты: не нашёл
3. Чемпионат Свердловской области, Классика, Екатеринбург, Перегон.
Сорокин: Эту дистанцию мне довелось пробежать самому, получил удовольствие, хорошая местность, много интересных перегонов, где надо было принять решение, оптимальная длина под классику.
Акимов: Похожа на предыдущую, но больше крупного рельефа, что заставляет думать о наборе высоты. Важно найти «привязку» взятия многих пунктов.
Шарипов: Я лично наблюдал за тем, какая гигантская работа была проделана во время подготовки к этим соревнованиям. Корректировок было внесено немереное количество, но при этом всё равно вставал вопрос, как же сделать так, чтобы получилось реально интересно. В итоге получилось обыграть почти всё: и все горные системы, и все болота, и про жуткую зелёнку на 13 КП не забыли. При этом почти не было «проходных» перегонов. К сожалению, не обошлось без перегонов «чисто на проходимость в болотах» (14-15, 20-21). Однако ставлю её выше классики в Тюмени из-за преобладающего соотношения «потенциал/реализация».
Бектимиров: Местность не впечатлила, но есть несколько интересных перегонов, которые будут сложно реализовать чисто. Думаю дистанция спланирована очень грамотно с учетом местности.
Павленко: Наверно мой топ из предложенного. Интересная сложная классика. Маленькие петельки с чтением камней и скалок на горках прям классные. Есть нюансы, которые лично я бы поменял, типо 6-8, там надо валить, а можно было погонять народ по горкам в болоте. 12,22 как то сунуть бы куда нибудь посложнее. Общее впечатление очень положительное.
Скребнев: как будто тоже не хватает вариантов, большинство перегонов бежишь по красной линии (не думаю, что кто-то сделает большое удлинение 6-7 см, чтобы оббежать болото в зеленке, вместо 2 см по болоту, и это окажется быстрее). В основном — вдоль красной линии, а если и рассматривать другие варианты — большое удлинение везде).
Ефимов: Постоянно нужно быть в напряжении и использовать разные приёмы ориентирования.
Новиков: Кажется что на карте, некоторые объекты, показанные горизонталями, меньше минимально допустимых размеров. Планировка неплохая. На некоторых пунктах есть встречный бег.
Дьяков: «Когда хотел показать участникам ВСЁ» (ну, или почти всё). На мой вкус количество КП можно было бы незначительно на 5-10% уменьшить. В любом случае, распределение спортивных результатов на такой дистанции вряд ли может быть случайным.
Рязанов: Порадовало использование последней редакции карты Александра Дьякова, ранее использовавшейся только на туристических соревнованиях и первенствах Уральского университета. Планировка выполнена качественно, острых углов и противоходов не замечено, из района выжато по максимуму. Точки перегонов выбраны интересными, соответствуют дисциплине. Андрей при планировании решился на перегоны по болоту, разведал, видимо, всё своими ногами. Благодаря этому удалось избежать тривиальных перегонов вдоль бугров. Из анализа всех дистанций видел, что упростили сильно дистанции младших групп. На первенстве области должны, на мой взгляд, дистанции быть несколько сложнее. Дистанция мужской элиты получилась на пятерку.
Добрынин: Сложность для данной дисциплины: Сложная, интересная, динамичная дистанция. Точки кп мне очень нравятся. Красота конфигурации: Красивая планировка, перегоны разной длины со сменой направления. На сколько использована карта: Сложные и интересные места использованы Наличие вариантов: Присутствуют. Интересные моменты: Точки кп, наличие перегонов без ярко выраженных объектов. Неинтересные моменты: не нашёл.
4. Чемпионат УрФО, эстафета, Новоуральск.
Сорокин: Исходя из формата соревнований и предложенной местности – классная дистанция, есть, где побегать, потолкаться, подогонять, достаточно рассева, есть, где заблудиться и слить эстафету.
Акимов: Хорошая эстафетная планировка, но, опять же, слишком много «зеленки» и мелких ориентиров для эстафеты. Есть варианты движения
Шарипов: Скажем так, потенциала у этой карты в принципе немного. И она изначально в этом проигрывает. Да и качество карты оставляет желать лучшего. Поэтому получилась беготня либо только по азимуту, либо по тропам. Плюс рассев был несбалансированный — гон 1-2 у одного рассева полностью тропиночный выходит, у второго и третьего — более сложный с выбором варианта. На гоне 7-8 у одного рассева пункт видно за 50 метров, у другого — на дне воронки. Небольшой плюс — петля в конце, да и то интересной она была только у последнего этапа. А полуоткрытки у 14 КП я так до сих пор и не могу понять. Но да ладно.
Павленко: Хороший рассев. Дистанция хороша тем, что из местности все выжали. Варианты дали (2), концовку разнообразили застройкой. Много дорог, есть перегоны дорожные, да, упрощает ориентирование, ну а че тут еще сделаешь. Тут все хорошо.
Скребнев: проверка физической выносливости. Есть пара кп неплохих (сложных и с выбором варианта), но все стоят около дорог, поэтому вся сложность уходит на второй план.
Новиков: На карте присутствуют «авторские знаки», не соответствующие требованиям ISOM.Планировка соответствует дисциплине. Короткий перегон на первый пункт был только на третьем этапе, значит рассев был более менее равноценным. Заключительная часть третьего этапа отличалась от первых двух, для того, чтобы информация переданная спортсменами первого этапа по финишной части была бесполезной.
Дьяков: Опять же вполне добротная дистанция на относительно посредственной местности. Как сказал один мастер своего дела: «беру заготовку и отсекаю всё лишнее». Большое количество веток рассева (что хорошо), правда на поворотах дистанции — не все версии OCAD способны отбрасывать самые короткие и самые длинные варианты всей дистанции (учитывайте, если хотите подражать). Если, несмотря на мерзкую погоду при проведении, у участников остались положительные впечатления, то «что-то в этом есть». Жаль, что и здесь, по некоторым признакам, реальный уровень симпатии уже останется неизвестным.
Рязанов: Дистанцию эстафет планируют несколько отличную от индивидуальных дистанций. Тут стоят другие цели и задачи. Тем более тут проходимость леса была совсем таежной со следами пожарищ с зарослями Иван-Чая. Планировщик дистанций (Новиков Александр) не стал усложнять задачу участникам в сложных погодных условиях (весь день шел холодный проливной дождь). Рассеять участников эстафеты получилось. И получилось спровоцировать многих на неправильные варианты. Считаю планировку оптимальной для тех задач, которые перед планировщиком дистанций стояли.
Добрынин: Не люблю такие дистанции, не из-за того что не умею или есть какие-то сложности. А по причине большого количества используемых дорог. Борюсь с предвзятостью при оценке данной дистанции. Сложность для данной дисциплины: Простая дистанция, для данной дисциплины. На сколько использована карта: Сложные и интересные места не задействованы на полную. Интересные моменты: 14 кп. Не интересные моменты: Длинные перегоны с кп у дороги или простого ориентира убили дистанцию.
Солдатов: Неплохо спланирована, смотрится и видна работа службы дистанции.
5. Мемориал Квитова, Спринт, Тюмень.
Сорокин: Дистанция из параллельной вселенной ориентирования. Насколько я помню, никого не оставила равнодушной, хоть ты просто посмотрел на неё, а уж тем более, если бежал. КП 9, 15, я считаю, это шедевр, жалко, что так нельзя по правилам ориентирования. А где экспериментировать, искать точки роста, если не на тренировках или небольших городских стартах?!
Акимов: Парковое, городское ориентирование – это не мое, поэтому не буду лезть в чужой огород. Вообще, как мне кажется, прямо сравнивать городские спринты и лесные дистанции вряд ли возможно.
Шарипов: Новые идеи — это всегда интересно. Но не всегда хорошо реализуется. Одинаковые-разные КП а-ля 9 и 15, 1/24 и 7 вызвали немало споров. Я, если честно, только когда начал писать этот текст, заметил, что КП 1/24 и 7 — это тоже разные КП. Для весёлых стартов на 1 апреля задумка, может, и огонь. Но как дистанцию года я бы её рассматривать не стал. Если уж откровенно, я тоже люблю поставить рядом два КП с похожими номерами. Но я делаю это в соответствии с правилами и так, чтобы на карте это воспринималось однозначно, и два рядом стоящих КП были для разных дистанций. А здесь такие приколы скорее вызовут негодование, и ни про какое умение ориентироваться тут уже речи не идёт. Часть перегонов, кстати, неплоха.
Павленко: Да уж)) не хочу никого обижать, но по факту тут кроме стеба с легендами и номерами нет ничего прикольного. Можно / нельзя так, даже не в этом дело. Перегоны 2-6, где по одному и тому же месту около озера надо бегать туды — сюды, это жесть. Безусловно, тут есть где-то немного вариантов, но по факту надо просто хреначить на все деньги. Еще и дистанция длинная такая) Я бы сдох там.
Скребнев: Задумка была в следующем: должно было быть в 2 круга (на одном — один кп, на другом — другой). Спортсмен, не посмотрев в легенду, вспомнит, что он уже на этом кп был и побежит на него же, хотя, по факту — это будет другой пункт. Чисто на чтение, вариантов не так много, как хотелось бы, но заборы были, это сильно путало спортсменов (снова тех, кто не пользуется легендами и бежит все городские спринты в Тюмени как и привык — без вариантов совсем).
Новиков: Длина дистанции не соответствует дисциплине спринт. Разные КП в одной точке на карте, по правилам между ними должно быть не менее 15 м. Много острых углов. Однозначно, худшая дистанция.
Дьяков: На первый взгляд атрибуты спринта есть: карта М1:4000 в знаках ISSprOM2019_2; дистанция с резкими сменами направлений и изменчивостью длины перегонов. НО: параметры дистанции сразу тянут на классику; и «две ложки дегтя на этом торте» — нарушение Правил в несоблюдении минимального расстояния между разными КП; видимо, для дополнительной остроты ощущений потенциально опасные для бегунов участки проезжей части улиц никак не выделены; можно перечислять ещё, но и этого достаточно. Почтить память уважаемого человека непременно в этом районе можно было и аккуратнее: использовать более безопасную часть района (местным виднее какую) в М1:3000 для более короткой дистанции (кому мало – можно в несколько кругов) или провести Trail-O (специалисты в Тюмени имеются).
Рязанов: Стандартная городская застройка не очень интересно для планировки дистанции топ. Подойдет для тренировок и соревнований детских групп, помогает понять азы ориентирования в безопасных условиях.
Добрынин: Сложность для данной дисциплины: Простая дистанция, в очередной раз дистанция, состоящая из длинных перегонов без интенсивного ориентирования на перегоне, убила всю дистанцию. Наличие вариантов: с такими длинными прогонами они бессмысленны. Интересные моменты: легенды))) 3,7,9,15
Солдатов: Дистанции городских спринтов спланированы так, что на бегу тяжело разобраться в конфигурации.
P.S. Еще привожу бонус от Александра Новикова — пункты правил соревнований по спортивному ориентированию в России, в которых оговариваются основные моменты по планированию различных дисциплин. По-моему мнению, если вы планируете старты уровня от Чемпионата города до Чемпионата России, следует хоть примерно соблюдать их.
1.13.1. Кросс – спринт.
РВП до 15 минут в квалификации, прологе данной дисциплины и до 20 минут в финале. ПЧКП от 3 до 8 на 1 км трассы. Масштаб спортивной карты 1:4000 или 1:5000.
1.1.1. Территории населенных пунктов, баз отдыха, спортивных сооружений. Парковые зоны. Хорошая видимость и пробегаемость. Хорошая читаемость карты. Плотный, удобный для бега, грунт. Необходимо присутствие непреодолимых и запретных для преодоления препятствий. Запретные для бега территории и препятствия должны быть очень тщательно и однозначно показаны в карте.
1.1.4. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISSOM.
1.2.1. Трассы должны состоять из перегонов различной сложности по выбору пути, средней сложности по реализации. Видимость КП – хорошая, поиск КП должен быть исключен.
1.3.2. Необходимо обеспечить судейский контроль за вероятным преодолением спортсменами всех возрастных категорий запретных зон, с возможностью оперативной доставки информации о нарушениях.
1.3.3. Необходимо четкое разграничение зон разрешенных и запрещенных для зрителей и участников (с обозначением на схемах и с разметкой на местности).
1.13.2. Кросс – классика.
РВП до 35 минут в квалификации, до 60 минут в прологе данной дисциплины и до 45 минут в финале. ПЧКП от 2 до 5 на 1 км трассы. Масштаб спортивной карты 1:10000 или 1:15000. Легенды КП в виде таблицы символов.
2.1.1. Сильно насыщенная местность. Мелкий и средний сложный рельеф при плохой проходимости и плохой видимости. Сложная гидрография, сложные границы растительности разной видимости и проходимости. Тяжелый для бега грунт.
2.1.4. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISOM.
2.2.1. Трассы максимального технического совершенства. Основа — короткие и средние перегоны без выбора пути, но со сложной реализацией, требующие прямого прохождения. Обходные варианты сложных участков не должны давать преимущества. Знак КП должен быть виден только участнику, находящемуся непосредственно в точке, указанной на карте и описанной в легенде.
1.13.3. Кросс – лонг.
РВП от 25 до 75 минут в квалификации, от 25 до 90 минут в прологе данной дисциплины и от 25 до 90 минут в финале. ПЧКП от 1 до 3 на 1 км трассы. Масштаб спортивной карты 1:15000. Легенды КП в виде таблицы символов.
3.1.1. Физически сложная местность, со средней и плохой пробегаемостью. Перепад высот, сложные формы рельефа. Желательно наличие различных ландшафтных зон.
3.1.4. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISOM.
3.2.1. Трассы должны требовать высокой физической выносливости, умения проводить сложный выбор пути на фоне высоких физических нагрузок и нарастающей усталости. Необходимо наличие перегонов с обязательным неоднозначным и разнообразным выбором пути. Необходимо наличие выбора «характера ориентирования»: по набору высоты, по проходимости, по поверхности — болото, камни и подобное. Поиск КП не является задачей.
1.13.10. Кросс — классика — общий старт.
РВП от 15 до 35 минут в квалификации, от 15 до 45 минут в прологе данной дисциплины и от 20 до 45 минут в финале. ПЧКП от 2 до 5 на 1 км трассы. Масштаб спортивной карты 1:10000 или 1:15000. Легенды КП в виде таблицы символов.
10.1.1. Сильно насыщенная местность. Мелкий и средний сложный рельеф при плохой проходимости и плохой видимости. Сложная гидрография, сложные границы растительности разной видимости и проходимости. Тяжелый для бега грунт.
10.1.2.1. Место для арены: открытое пространство (стадион, большая поляна, поле или иная площадка) площадью 1000 квадратных метров и более.
10.1.2.3. Расстояние от последнего КП до финиша – не менее 150 метров.
10.1.2.4. Протяженность участка трассы (от последнего КП первого круга до точки начала ориентирования второго круга), который предусматривается для зрителей, должна быть не менее 150 метров.
10.1.2.5. Планировка трасс должна исключить возможность пересечения потоками движущихся спортсменов, объектов арены и пересечение самих потоков на арене и в радиусе не менее 100 метров от нее.
10.1.2.6. Зрители должны иметь возможность с одного места наблюдать за движением стартующих спортсменов, спортсменов, движущихся на второй круг и на финиш.
10.1.3. Допускается одновременная выдача карт на два круга (склейка). В этом случае необходима сквозная нумерация контрольных пунктов второго круга.
10.1.5. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISOM.
10.2.1. Трассы должны требовать высокотехничного ориентирования в условиях очной борьбы. Варианты движения на первые КП различных веток рассеивания должны различаться по направлению не менее чем на 45 градусов. Должны присутствовать перегоны, характерные для классики: короткие и средние перегоны со сложной реализацией, требующие прямого прохождения. Обходные варианты сложных участков не должны давать явного преимущества. Рекомендуется первые перегоны планировать достаточно длинными, с выбором пути и с естественным рассеиванием участников в сложной местности и ограниченной видимости. Видимость КП хорошая.
10.2.2. Трассы для каждой возрастной категории готовятся с рассеиванием — не менее 16 вариантов в каждой возрастной категории.
Рекомендуется, чтобы каждая ветка рассеивания состояла не менее, чем из двух КП. Пункты веток рассеивания трассы одной возрастной категории должны располагаться достаточно далеко друг от друга. Длина вариантов до КП, на котором первый раз сходятся ветки рассеивания (далее — сводный КП) не должна быть одинаковой. Разница в длине – не менее 150 метров (для того чтобы спортсмены, двигающиеся с двух веток, одновременно не прибежали на первый сводный КП). Другие варианты рассеивания для возрастной категории должны быть близкими по времени и условиям прохождения.
В конце трассы каждой возрастной категории может быть предусмотрен участок без рассеивания.
10.2.3. Трассы разных возрастных категорий должны быть максимально независимыми. Рекомендуется наличие некоторого количества КП, общих для всех возрастной категории, в том числе смотровых и радио КП. Не допускаются общие сводные КП для разных возрастных категорий, кроме смотровых.
10.2.4. КП должны располагаться в местах, удобных для одновременной отметки многих спортсменов. Недопустима постановка контрольных пунктов на дне глубоких воронок, на крутых склонах, в непосредственной близости от опасных объектов. На первых КП следует предусматривать установку не менее 3 станций системы электронной отметки, на последующих (до первого сводного КП) – не менее 2 станций системы электронной отметки, на первом сводном КП не менее 3 станций системы электронной отметки.
Расположение станций электронной отметки на КП должно быть по ходу движения спортсменов. Расстояние между станциями не менее 5 метров. Станции системы электронной отметки должны быть установлены на жестких опорах, а их расположение должно обеспечивать подход к ним с любой стороны.
10.2.5. На трассах всех возрастных категорий, кроме категорий мужчины, женщины, юниоры, юниорки, не должно быть больше 27 КП.
1.13.7. Кросс — эстафета — 3 человека.
РВП от 15 до 65 минут на один этап. ПЧКП от 2 до 4 на 1 км трассы. Масштаб спортивной карты в соответствии с параметрами этапов 1:4000, 1:5000, 1:10000, 1:15000. Легенды КП в виде таблицы символов.
При проведении соревнований с РВП на один этап до 20 минут требования аналогичные требованиям к спортивной дисциплине «кросс – спринт». При проведении соревнований с РВП на один этап от 20 до 45 минут требования аналогичные требованиям к спортивной дисциплине «кросс – классика». При проведении соревнований с РВП на один этап от 45 до 65 минут требования аналогичные требованиям к спортивной дисциплине «кросс – лонг».
7.1.1. Сильно насыщенная местность. Мелкий и средний сложный рельеф при плохой проходимости и плохой видимости. Сложная гидрография, сложные границы растительности разной видимости и проходимости. Тяжелый для бега грунт. Не рекомендуется проведение эстафеты в районах с легко пробегаемым парковым лесом по всей площади.
7.1.4. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISOM.
7.2.1. Трассы должны требовать высокого технического и тактического мастерства, психологической подготовленности на фоне очного соперничества. Должны присутствовать перегоны, характерные для трасс классики: короткие и средние перегоны без выбора пути, но со сложной реализацией, требующие прямого прохождения. Обходные варианты сложных участков не должны давать явного преимущества.
7.2.2. Трассы для каждой возрастной категории готовятся с рассеиванием на всех трех этапах. Рассеивание должно проводиться не менее, чем на половине КП.
Все варианты этапов возрастной категории должны быть близки по времени прохождения. Для этого повороты трассы лучше осуществлять после сводных КП.
7.2.4. КП должны располагаться в местах, удобных для одновременной отметки многих спортсменов. Недопустима постановка контрольных пунктов на дне глубоких воронок, на крутых склонах, в непосредственной близости от опасных объектов.
7.2.5. Каждый этап эстафеты должен заходить один или два раза на зрительский (смотровой) КП. Рекомендуется «смотровой» перегон на арене соревнований. Последний КП – общий и видимый зрителям. Достаточно длинная (100–200 м) финишная прямая, доступ зрителей непосредственно к ее ограждению.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Шарипов и Бектимиров — это кто?
А кто спрашивает?)
Сергей, даже как-то неудобно за тебя стало…
Шарипов Ильяс — один из примерно десятка читателей сайта, кого реально интересуют подобные конкурсы. Первым предложил своего кандидата на конкурс с исчерпывающим описанием достоинств. В прошлом году Ильяс участвовал во всероссийском конкурсе планировщиков дистанций «Жемчужина России». Занял 4 место из 44 (тут на сайте, кстати, все подробно описано). Судьями там были Костылев и Алешин (известны тебе?). Ильяс планирует много дистанций чемпионатов города, почти все тренировочные дистанции для меня. Я с ним постоянно советуюсь при своих планировках на областные старты. Мне известна его квалификация и любовь к этому. Ильяс действующий Мастер спорта, чемпион УрфО в Слюдоруднике в 2023 году в дисциплине классика и третий призер Всероссийских соревнований в 2024 году в Полазне в дисциплине классика. Судя по комментариям выше от Сергея Ефимова, Алексея Рязанова и Александра Дьякова, им личность Ильяса хорошо известна)
Адик Бектимиров — представитель ХМАО. Президент их федерации. Тренер, организатор и главный судья стартов любого уровня от УрФО и выше.
Еще кого-то нужно представить?
А вообще мы тут собрались о дистанциях говорить. Не запрещаются (только приветствуются) комментарии пользователей о каждой из дистанций с их обоснованной точкой зрения. Больше конструктива и позитива)
Я, конечно же, знаю, кто эти люди.
Вопрос в другом, с каких это пор они стали экспертами?
Мне известны Алешин и Костылев. С Костылевым состояю в дружеских отношениях.
Спасибо Андрею и Александру Новикову за бонус. Было интересно вспомнить ( а местами и узнать) правила планировки различных дисциплин. Вот только одна загвоздка: ни в одной дисциплине нет в рекомендованных самого используемого сейчас масштаба 1:7500, зато практически во всех дисциплинах кроме спринтов встречается масштаб 1:15000, который сейчас не используется даже в лонгах.
Это объясняется, что правила писались более 10 лет назад и устарели или что все планировщики нарушают данные правила соревнований?
Да нет, не нарушают
2.6.4.3. Для районов, признанных в соответствии с пунктом 2.4.7 «особо насыщенный объектами» допускается использование иного, более крупного масштаба.
2.4.7. Район спортивных соревнований признается «особо насыщенный объектами», если для обеспечения чтения спортивной карты необходимо использовать более крупный масштаб, отличный от указанного в пунктах 2.6.4.1 и 2.6.4.2.
Правда, в некоторых случаях, составители карт «делают «район «особо насыщенным объектами» искусственно. Показывая в карте бугорки диаметром метр и высотой полметра, аналогичные по размерам ямки, корчи, муравейники, канавы. Создавая для показа этих объектов «авторские знаки», уменьшением оригинальных знаков ISOM.
Нарушая тем самым следующий пункт правил
2.6.3.7. Размеры условных знаков на спортивных картах, подготовленных для выдачи спортсменам, должны соответствовать требованиям международных систем условных знаков ISOM, ISSOM, ISSkiOM, ISMTBOM принятых ИОФ.
Назовите (в штуках или %) Чемпионаты Мира или Европы, на которых за последние 10 лет на логе не был использован масштаб 1:15000 в пользу, скажем 1:7500?
NewS — это кто?