«В принципе, просто всё, как рифмовать на глагол,
Главное, чтоб видел – папка не балабол.»(25/17 — «Голуби»)
…Призмы, станции электронной отметки, чипы, тросики крепления к дереву, треноги для КП на асфальте, «домашняя типография» для печати большого количества карт, контролёры на десяток КП — это список того, чего у меня не было для проведения полноценного старта, который я задумал. Но проводить было пора. Давно уже ничего не проводил, а тут и повод появился…
Еще прошлой весной Алена Букреева, у которой сейчас тренируется Маша, говорила, что было бы неплохо сделать карту спорткомплекса «Калининец» в Екатеринбурге для тренировок совсем маленьких детей. В этой карте находилось бы их помещение, и по такому плану можно было добегать до уже имеющейся лесной. Робкие попытки обращаться к всегда занятому Александру Дьякову не увенчались успехом. Тогда и закралась мысль — могу попробовать. Но началось все еще раньше…
Уже не первый год Женя Попов организует свои открытые тренировки «Думай и беги». Зачастую он поднимает новые районы: к составлению карт он привлекает Николая Сушкова и свою жену. Я поучаствовал на многих его стартах, и увидел, что идея отрисовывать новые городские районы оказалась интересной. Такие карты делать намного проще, нежели лесные. И нареканий они вызывают у участников гораздо меньше. А щелкнуло у меня в голове после того, как мы летом пробежали выдающуюся «спринтерскую» дистанцию по самому центру Уралмаша, длиною в 13 километров! Уралмаш — это мой родной район, здесь я знаю почти все дворы и улицы, но бежать спринт тут было очень интересно даже мне. После этой тренировки, я предложил Жене немного откорректировать небольшой район в этой карте с Летним парком и прилегающим кварталом. Мне казалось, что есть неточности, и хотелось довести до ума хотя бы маленький кусок. Тем более, этот самый парк мы с ребятами пытались впервые нарисовать, когда нам было по шестнадцать лет. Итак, в сентябре я старался, читал подсказки в Интернете, консультировался и каждое утро по 30-50 минут посвящал выходу на карту. А вечерами просиживал за компьютером дома. В итоге просто заново получился небольшой кусочек.
Я тогда сильно устал и решил, что с меня хватит! Но случилась пробежка на тот самый стадион «Калининец», где я увидел, что его реконструкцию почти закончили: отстроили новое ядро для легкой атлетики, закатали свежие тротуары, выстраивают обновленную конфигурацию заборов. Мне стало любопытно: а что если я все же сам вычерчу карту этой арены? Небольшой навык я уже приобрел, снимки спутника для основания достаточно точны — можно попробовать. И снова по утрам я ездил на стадион, распугивал иностранных строителей, будил местных собачек и завидовал рано тренирующимся людям. Ирина уже называла меня маньяком, а я думал, какие перегоны спланировал бы на новой карте. Самым тяжелым было проходиться по небольшому жилому квартальчику, пристыкованному к стадиону и лесу. Местным жителям я объяснял, что дети будут тренироваться на стадионе, а если вдруг заблудятся и выйдут к их домам, то будут знать, где находятся. Что такое ориентирование, аборигены уже знали, ведь в лесопарке постоянно видят бегущих с бумажками людей. Но вот что можно делать карту стадиона и их домов — это было что-то странное. Перед самым первым снегом рабочие убирали временные заборы и строили новые, я тоже постоянно переделывал что-то в карте. Я даже тогда уточнил у них: когда окончательная сдача стадиона? «В конце ноября», — ответили. И я пошел с последней правкой в декабре. Тогда еще решил, что нужно присоединить к карте стадиона часть леса, которая уже была отрисована ранее заслуженными мастерами этого дела. Это тоже оказалось непросто. Особенно тяжело было выверять и наносить обновленную сеть троп. А весь рельеф я честно взял с той карты. Его я еще не научился адекватно отражать. Для себя я уже узнал очень много о составлении карт того, чего раньше не представлял. И это было необычно! Мне нравилось почувствовать себя немного с другой стороны спортивной карты.
Всю зиму я иногда вспоминал об этом моем файле в компьютере, и то хотел взяться за проведения старта на новом клочке местности, то отказывался от этой идеи. Окончательно решился уже в марте, когда предварительный календарь местных стартов был сверстан. Но перед этим случилась еще одна карта 🙂 .
Внезапно Ольга Сорокина тоже стала тренировать маленьких детей поблизости от нашего дома. Стоит отметить, что стадион и карта находятся в 15 минутах ходьбы, а новая секция расположилась примерно в десяти минутах в ту же сторону. И Оля как-то обронила, что было бы неплохо сделать небольшой полигон для ее тренировок на достаточно большой территории ближайшей общеобразовательной школы. А в этой школе учится Маша. А походив вокруг, я понял, что интересные заборчики и здания дают возможность подготовить полноценную карту прилегающего к школе квартала. Рука была набита, и примерно за три недели по снегу я вычертил еще одну карту. До нее мне из дома уже всего пять минут ходьбы и время было найти проще всего. И точки для КП и перегоны складывались сами собой, нужно было проводить старт и тут! Все само собой подошло к двум тренировкам по двум новым картам. Начало бегового сезона, короткие и быстрые спринты — самое то!
Надо сказать, что всю зиму Женя Попов приучал нас своими тренировками к тому, что можно находить и в городе достаточно безопасные районы для бега. Я согласен с тем, что проведение стартов по улицам опасно автомобильным транспортом, собаками и неадекватными прохожими. Но слишком маленьких детей к нему никто не приводит, да и он, повторюсь, старается использовать тихие районы, соседствующие с парками и скверами города. С картой у школы 167 обратился к Джону я сам. Предложил включить такой спринт в программу его «Думай и беги». Женя ожидаемо согласился. Взял печать карт и сбор заявок на себя. Я отвечал за планировку и постановку КП. Общаясь всю зиму с участниками тренировок, я видел, что кто-то еще не понимает, как важны легенды КП в спринтерских дистанциях. Мы часто, сначала с Женей, потом со многими спортсменами в городе обсуждали эти тонкости и нюансы, и я считаю, что это двигало всех нас в правильном направлении. Я же, в свою очередь, многое о спринтерских дистанциях узнал на совместных сборах от Сергея Добрынина. Вот одна из январских тренировок в Геленджике. Без правильно оформленных легенд КП и их правильного понимания эту дистанцию нереально вообще закончить!
В итоге у меня получилось спланировать на маленьком участке Эльмаша неплохую дистанцию длиною в 4,5 километра из-за оббеганий и заборов. Мы не делали никакого контроля прохождения, повесили лишь призмы. Но потом в разговоре я узнал, что многие задумки не работали из-за того, что участники не обращают внимание на запрещенные для бега участки на карте (а это и их безопасность). Также, оказываясь не с той стороны забора от КП, кто-то не утруждает себя выходом к правильной точке. Проблема оказалась достаточно обширной. Можно, конечно, сказать, что я спланировал слишком сложно и мудрено, но где тренировать такие умения, если не на тренировках? В итоге на финише и Маша, и Ирина были сильно удивлены и зачастую не понимали, что пробегают по дворам и улицам, где ходят почти ежедневно! А у Оли появился полигон для совсем юных воспитанников.
…А уже через две недели должен был окончательно растаять снег. Даже в той части леса, которая примыкала к стадиону. И этот второй старт своей апрельской серии я хотел провести на более солидном уровне. Попросил станции, чипы, призмы у Алексея Рязанова. Договорился с Данилом Ахтаровым о помощи за компьютером. Алена посоветовала официально согласовать со стадионом проведение тренировочного мероприятия — я так и сделал. Подписал арендный договор с лыжной базой за небольшую сумму. Сергей Сорокин сделал специально для этого старта опоры для КП собственной конструкции. Кстати, можете обращаться к нему, если кому-то они нужны для тренировок или соревнований. Цена у Сергея очень демократичная, а функционал и вес проверены на себе! Женя Попов помог палаткой на старт и напечатал карты. Ну и верные друзья согласились побыть волонтерами. Было очень много нюансов, ведь я берусь что-то проводить примерно раз в три года 🙂 . Да, я еще с прошлой осени мечтал провести презентацию карты именно так. Хотелось порадовать как можно больше народа новым районом и незамыленым взглядом на дистанцию. Конечно, много думал о безопасности, ведь по территории стадиона двигаются машины. Старался спланировать так, чтобы участники меньше пересекали дороги, иначе все могло быть еще интересней!
Уже по ходу проведения я понял, что многие участники попались на простой пятый пункт — здесь кто-то попадал внутрь территории и норовил перепрыгнуть забор в отчаянии. Потенциал такого нарушения был у КП 13, там дежурил Саша Шавкунов. КП 10 и 14 тоже были под присмотром. Но когда я со стартовой поляны увидел, несколько подряд нарушений на КП 9, пришлось переместиться туда. Люди подбегали с обратной от КП стороны забора и впадали в ступор. Большое оббегание казалось им нереальным сюжетом, они сначала стремились перелезть через два забора или подлезть под воротами у КП. Я останавливал и предлагал получше посмотреть в карту и найти более легальный способ добраться до пункта. Я осознаю, что для многих это выглядело провокацией, но мы ведь были на тренировке. Оказалось, что некоторые наши товарищи не знают о непреодолимости непреодолимого забора и запрещенности запрещенной территории. Я извиняюсь перед теми, кого смутил и, может быть, лишил удовольствия пробежать «в кайф». Тем не менее, считаю, что тренировка удалась. Спасибо большое всем, кто помог, всем, кто поучаствовал, оценил и покритиковал. По этим двум картам будут тренироваться наши с вами дети и это здорово! Тем более, в городе, наряду с мэтрами, появляются новые тренеры: Алена Букреева, Ольга Сорокина, Настя Киселева, Света Фомина, Евгений Попов. Мне нравится, что какое-то развитие ориентирования в Екатеринбурге идет. Я вижу, что группы совсем юных участников зашкаливают от старта к старту. И поэтому, когда у меня опять появится желание «порисовать», я уже знаю, какой район точно нужно сделать… Речь о городской карте 🙂 .
P.S. И еще немного про спринты. Именно на сборах с Русланом Гайденко и Сергеем Добрыниным за последние несколько лет я понял, что спринтерское ориентирование — это немного другое ориентирование. Я говорю про городские спринты. Здесь нужно разбирать перегон, начиная с легенды КП, нужно понимать, что можно пересекать на местности, а что нельзя. Нужно учиться видеть не один вариант. Нужно выбирать для себя участок пути, на котором надо глянуть в карту. И все это, желательно, на большой скорости. Беда в том, что чисто городских спринтов у нас очень мало в области, и вообще на Урале. Здесь мы, правда, отстаем от Питера и Казани, например. Где мы бегаем спринты Кубка области и УрФО? Их очень тяжело организовать, согласовать и найти действительно интересный район. А тем временем наступает эра чисто спринтерских Чемпионатов Мира! На всех Первенствах России дети бегут спринты в городах и потихоньку их обучать им тоже нужно. Навскидку могу сказать, где есть такие дистанции на Урале: парковые туры в Тюмени и Каменске, «Приз Ларисы» в Челябинске, «Думай и Беги» у Джона Попова… Таким образом, сезон спринтов уже практически закончен и мы все… уходим… в лес 🙂 …
Отображение условных знаков в спринте
Понятная инструкция по легендам контрольных пунктов
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Согласна с Андреем, что городские спринты, это другое ориентирование. Ни наши дети, ни более старшее поколение совершенно не умеют и не знают, как читать легенды, что они и есть самое главное в этой дисциплине. Пока сидела на регистрации спринта на Калиновке, спортсмены старшего возраста возмущались, что их не предупредили заранее, что нельзя перелазить через заборы, что, оказывается, существует знак «непреодолимый забор». Благодаря таким тренировочным стартам у многих появляется стимул вновь поизучать условные обозначения!
Ну…. я бы не стал так категорично говорить о ветеранах. Может быть, это актуально для Екатеринбурга.
Напомню, что в Челябинской области 2 чемпиона мира среди ветеринаров 🙂
именно в спринте
Андрей, спасибо тебе за помощь — уже провела несколько тренировок с детьми на твоей карте в районе школы 167, очень удобно. Особенно сейчас, когда разгул голодных клещей и родители боятся младшеклассников отпускать в лес — мы учимся искать проходы в заборах и арки 🙂 и не пересекать малиновую штриховку.
Да, сейчас новичкам приходится объяснять сразу 2 системы условных знаков — классические, «лесные» и спринтерские «городские». Что на одних картах здания черные, а на других -серые. И это нормально, нужно же черную краску экономить 🙂
Не думал, что на Калининце можно так интересно раскрутить. Но глядя в карту даже дома не выбрал правильный вариант. Участникам было сложно без опыта. Если бы каждый ориентировщик создал хотя бы по одной точной карте спринта по примеру Андрея и провел старт, то мы бы продвинулись в этой дисциплине значительно дальше. Начинающим оборудованием поможем. Андрею респект.
Наконец то и в Екатеринбурге поверили в городское ориентирование. Кроме выбора перегонов еще на этой скорости надо прикинуть количество прямых углов, противоходов, насколько пробегаема эта улица, узкая она или нет. Нюансов столько, что кружится иногда голова. И впоследствии в ориентировании скорее всего будет 2 отдельные дисциплины, на которых будут специализироваться спортсмены.
Так как городской спринт это отдельная подготовка, как физическая , так и теоритическая.
Спасибо инициаторам этого направления на Урале
Алексей, несколько дней назад на Федерации Новоуральска ты говорил, что городские спринты — это не реально, брать на себя ответственность за безопасность участников никто не будет. Городские карты (да и лесные то же) Новоуральской федерации не нужны.
У меня уже 2 года как готова на 90% карта большого квартала в центре Новоуральска со множеством заборов внутри квартала, но тебе это не интересно.
Сейчас ты призываешь создавать городские карты. Готова продолжить работу по созданию карт в городе и лесу, если это реально кому то нужно. И если я начинающий рисовщик, то Потопаев А.В. готов помочь Новоуральской и Свердловской федерациям по созданию современных и качественных карт.
Рита, не путай пространство без дорог, где провел спринт Андрей и внутриквартальную территорию с проезжими дорогами в Новоуральске, где предлагала ты.
Тренировку провести как это сделал Андрей это одно, а официальный старт — это другое. На каждый выезд со двора и соседних улиц по маршруту сейчас на Л/А эстафетах УВД требует перекрытие грузовиком!! Кто даст перекрыть квартал и сколько надо грузовиков, посчитай для интереса как-нибудь на досуге.
Надо использовать парки, которые более менее благоустроенны и безопасны.
Двойные стандарты.
«Если бы каждый ориентировщик создал хотя бы по одной точной карте спринта» — этот призыв видимо только для ориентировщиков ЕКб. Для Новоуральска нужно «пространство без дорог», но это уже не городской спринт. Парков в Новоуральске нет, а есть лесные массивы между городской застройкой, но новая карта «роллерки» тебе тоже «не зашла».
Интересно узнать у челябинцев: когда они проводили Чемпионат России, сколько грузовиков для этого потребовалось, а то я сбилась со счету.
Справедливости ради, на Чемпионате России в Челябинске полуфинал проходил на закрытой территории областной больницы. Высокий забор и без контактов с машинами.
Финал в ЦПКиО им. Гагарина.
Еще раз. На собрании я сказал, что официальный старт провести нереально. Я как главный судья официального старта Кубка города Новоуральска «Зеленые тропы» не буду брать на себя ответственность за старт на внутриквартальной территории, по которой ездят машины. Тем более если в этом участвуют не совсем обученные ПДД дети. Взрослые под свою ответственность могут бегать хоть по всему городу, соблюдая правила дорожного движения.
Стандарты для всех одни. Отличаются сами мероприятия. Если официальный старт, то назначается главный судья, который за все отвечает, мероприятие проходит все согласования и вперед.
Если тренировка и организатор этой тренировки считает, что безопасно, просчитывает все риски участников и приглашает их в назначенный день и час на старт. Лица совершеннолетние несут ответственность за себя сами, за детей несет ответственность тренер или родитель, который привел несовершеннолетнего спортсмена на тренировку. Если тренер считает, что небезопасно, то он не приведет своих спортсменов.
У Андрея, кстати, тренировочный старт был.
Рита, тебе никто не может запретить проводить любую тренировку. Но мое пожелание к тебе — выбирай безопасные, с точки зрения участников, районы.
Сейчас в полной мере объяснил?
AndreyM, спасибо за интересную статью, за твой энтузиазм и твои реальные дела. Что я понял:
1) не все (как ты) могут нарисовать карту для городского спринта.
2) не все могут взять на себя ответственность за проведение соревнований в городской черте.
В любом случае — такие, как ты, продвигают наш вид спорта вперед!
Андрей, хотелось бы, чтобы ты поделился опытом о степени генерализации при рисовке. В городе каждый раз спрашиваешь себя: надо рисовать? а что надо рисовать? как?
Для тренировки разных возрастных групп могут быть использованы разные масштабы карт. Например, для малышей достаточно двора школы, где наносишь практически все тонкости. Когда расширяешь карту/уменьшаешь масштаб, то генерализация становится совсем другая.
Мы стараемся нарисовать карту универсально для каждого случая. А это возможно вообще? Твое мнение.
Еще. Многоквартирные дома. Как ты считаешь, какой контур здания использовать? (в том смысле что есть балконы, входы в подвальные помещения, пристрои и т.п. Это тоже о генерализации. Заранее спасибо за опыт.
Всем привет! Был без хорошего интернета какое-то время. Отвечу немного. Рисовать можно то, что хорошо читается набегу и что не сливается при печати. Например, первоначально старался вырисовывать все узкие придорожные газоны и все подъезды и лесенки у домов. При печати же увидел, что все это слилось в одну черную линию. То что хорошо видно на компьютере — зачастую неразличимо глазом на бумаге. Поэтому у домов отказался почти ото всех подъездов. Выделить можно только реально значимые «выпуклости» дома или же интересные нюансы, которые потом реально использовать при планировке дистанции.
Да, согласен, тоже столкнулся с проблемой «что сливается при печати». Но, ваше мнение касается «бегущих» спортсменов, которые скоро «вымрут» по политике нашего государства ))
Вы же для детского ориентирования рисовали? Насколько они «бегущи/ходящи»?
Я делал карту в масштабе 1:3000 и 1:4000 и ориентировался на стандарты для «бегущего спортсмена». В последней версии OCADа точно есть символы специально для пришкольных территорий. Они позволяют делать карты в масштабе 1:1000 и обозначать специальными символами специфичные объекты: школьные ворота, столы, различной толщины деревья.. В этом нужно глубже разбираться. И это уже не совсем привычная нам всем карта… Я работаю в старом OCAD 9.
Вот тут описание символов для школьных карт от 2019 года: https://onedrive.live.com/?authkey=%21AFb5OPZ9E9GGORA&cid=663580750D0C0BCE&id=663580750D0C0BCE%2117666&parId=663580750D0C0BCE%2117218&o=OneUp
Не думаю, что гостьбук лучшее место для деления опытом по рисовке (созданию) карт.
Лучше проведите семинар и все обсудите в узком кругу.
Очень интересный пост!!! Андрей, молодец! И удачного продолжения! В Перми лет 5назад проходили такие городские побегужки. Если кто помнит, 09.05 ранним утром, в гипермаркете Семья с подземными парковками с заходом в CinemaPark и М.Видео, Анвар провёл интересный старт…
Андрей, молодец! А были спонсоры? На каких условиях провели старт? Прошу поделиться опытом..
Всех, кто помогал, описал выше. Спонсоров не было. На все необходимые затраты хватило взносов за участие. По 200