Турецкий вариант отпуска

Тем, что поездка в Турцию состоялась, мы отчасти обязаны Диме Попову. Дима красочно рассказал, какой Стамбул замечательный город, и что раз в жизни стоит там побывать. Сам он бывал там дважды и также собирался приехать в третий раз, на соревнования. Решение о поездке в Стамбул на многодневку «Ist5days» было принято быстро, так как заканчивалась льготная регистрация – при заявке до 1 октября стартовый взнос 60 евро, затем уже 90 евро.

Помог нам с планированием поездки опять Дима Попов — подсказал, на каком сайте можно недорого забронировать отель, как доехать из аэропорта до центра города и какие достопримечательности стоит посетить. Также мы посчитали достоинством, что из Екатеринбурга до Стамбула есть прямой рейс – удобно, притом, что разница в цене при полете через Москву небольшая.

Полететь решили на пару дней раньше, дабы успеть погулять по городу, посмотреть исторические места.

Итак, новенький Боинг «Турецких авиалиний» за 4 часа  перенес нас из холодного Екатеринбурга в…. прохладный Стамбул. Прилетели мы 2 ноября, моросил дождик, температура около 10 градусов. Погода нас, конечно, не обрадовала, но что делать – выбор уже сделан. Удивляться мы начали уже в аэропорту – он очень большой, и, чтобы облегчить людям передвижение сбоку есть движущаяся лента — траволатор, можешь на ней стоять – она тебя довезет до нужного места, а можешь идти – получится гораздо быстрее. Прикольно, подумали мы. Масса прилетающих рейсов. Мюнхен, Вена, Варшава, Ашхабад…. Каждые 5 минут садится рейс. Очередь на
таможенном контроле была длинная и многонациональная. Кое-кто в повязках – эпидемия гриппа как-никак.

Багаж получен, садимся в метро — станция прямо под аэропортом – достаточно спуститься на нулевой этаж. В Стамбуле на все виды транспорта – на метро, трамвай, паром, долмуш, фуникулер – эти мы испробовали на себе – единая цена 1,5 турецких лиры – это 30 рублей. Везде стоят турникеты и используются жетоны, которые продаются тут же, на остановке. Едем на метро, 6 остановок – и наша станция пересадки на трамвай. Увидев местный трамвай, мы удивились второй раз – т.к. он напоминал скоростной современный поезд. Обтекаемые формы, машинист управляет составом в 4 вагона джойстиком, плавный ход – совсем не наш привычный дребезжащий трамвай. И ещё момент, пока мы сверяли номер маршрута, перед нашим носом двери трамвая закрылись. Я развела руками: все, придется ждать следующего. Пожилой турок, наблюдавший за нами (туристы все-таки в общественном транспорте у них редко ездят) подошел к трамваю и нажал круглую кнопочку на двери – двери открылись. И мы спокойно зашли и сели. Волшебство! Когда же у нас появятся такие трамваи? – подумали мы. Мы потом специально рельсы посмотрели – рельсы идут единым полотном, места сварки еле различимы, потому как тщательно зашлифованы.

Доехав до нужной остановки «Вокзал Сиркеджи», быстро нашли свой отель. Маленький, узкий и вытянутый вверх. Винтовая лестница, всего 3 номера на этаже. Небольшой номер, но он и стоит недорого – 33 евро в сутки, с завтраком. В отеле оказался очень вкусный кофе – варит кофемашина – на выбор с молоком или без. Оставив вещи в номере, решили не тратить ни минуты зря и продолжить знакомство со Стамбулом.

По совету Димы Попова первым делом решили посетить Цистерну Базилика, пешком от нашего отеля минут 10. Это подземное хранилище пресной воды, хорошо сохранившееся и по сей день, было построено более 1600 лет назад. Интерьер величественный, здесь снимали несколько фильмов, в т.ч. один из эпизодов Звездных войн. Вообще в Стамбуле несколько подземных водохранилищ.

Затем мы посетили Мечеть Султанахмет, которую ещё называют Голубой мечетью, потому что она снаружи облицована серо-голубой плиткой. Кстати, посещение этой мечети бесплатное, лишь на выходе стоит ящичек для пожертвований. Положить туда денежки или нет – решать вам. Примечательна эта мечеть тем, что у неё 6 минаретов. А не 2  или 4 как у большинства остальных мечетей – а их в Стамбуле много.

Я уже не впервые была в мечети и в очередной раз убедилась, что внутри находиться мне комфортно. Высокие круглые потолки, красивая плитка – очень торжественная и праздничная атмосфера внутри. В отличие от наших храмов. Откуда мне всегда поскорее хочется убежать…

К сожалению, мы не смогли попасть в Айя-София – музей был закрыт. Что ж, идем дальше – следующая близлежащая достопримечательность Дворец Топкапы. Честно говоря, впечатления от Дворца у нас не самые яркие. Дворец – это комплекс зданий (гарем, тронный зал, библиотека, столовая,  выставочные залы и др.), расположенных на довольно большой площади. Около 30 различных помещений, переходить из одного в другое нужно по улице. Постоянно идущий дождь, промокшие одежда и ноги, накопившаяся усталость не позволили нам оценить во всей красе эту резиденцию местных султанов. «Сюда нужно идти только при хорошей погоде и «на свежачка», – подумали мы. И это совет на будущее тем, кто сюда пойдет – идите только в хорошую погоду, и в начале или середине экскурсионной программы, а не в конце. А то намаетесь как мы. Что запомнилось – так это красивый вид с высоких дворцовых стен на море.

Вечером решили пройтись пешком на улицу Истикляль – местный Арбат, изобилующий множеством магазинов. Чтобы добраться до Истикляля, нужно пересечь мост через бухту Золотой рог. Чему мы удивились в очередной раз, так это огромному количеству рыбаков, буквально облепивших мост. Так мы и не поняли, зачем они там рыбачат. Море в городе достаточно грязное, рыбка мелкая. Похоже, для релаксации или для кошек, которых в Стамбуле много. У нас бродячие собаки, а у них вездесущие кошки, которые спят на капотах автомобилей, в лодках и ещё много где. И никто на них не ругается.

Второй день решили начать с похода на Гранд Базар – крытый рынок, где нам предстоит соревноваться. Золото, сувениры, чаи, пряности – все это продается на базаре и, судя по гуляющим посетителям, в основном, для туристов. Долго мы здесь не задержались, решив отложить покупки на последние дни. Пошли гулять по Стамбулу по принципу – куда глаза глядят. Глаза нас привели к Стамбульскому университету, а потом мы забрели в крайне бедный район, где уже не было отелей. Старые полуразрушенные дома, где живут люди, заколоченные дома – и это в центре города, рядом со всемирно известными достопримечательностями. Поистине, Стамбул – город контрастов.

На стамбульской набережной куча лавочек, можно сидеть, греясь на солнышке и лицезреть морской пейзаж. Что мы и сделали.

А ещё – чему мы удивились – в парках Стамбула есть небольшие тренажерные площадки, на которых можно поупражняться всем желающим, совершенно бесплатно. Выглядит это примерно так:

Во второй день мы начали привыкать к Стамбулу, к его чистоте, что можно сесть даже на пол практически в любом месте – не замараешь одежду, начали этим наслаждаться. Кстати, подавляющее большинство работающих – мужчины; они моют полы, драят светофоры, садят цветы, продают, рулят, готовят. Работающих женщин в Турции очень мало. Ну, в общем-то, это и понятно, у них большие семьи и вообще. Как-то раз я видела в супермаркете как закупалась мусульманка. Она йогурт покупала банками объемом 2 литра.

После прогулки по набережной решили прокатиться по Босфору. Морская прогулка 1,5 часа стоит 10 лир – это примерно 200 рублей. Наш кораблик был заполнен до отказа – одними туристами. Большая группа итальянцев с экскурсоводом, корейцы, немцы, казахи.… Проплывали мимо различных красивых зданий, величественных сооружений. В районе Стамбула есть 2 моста через Босфорский пролив – оба длиной 1,5 км. Всем советую сделать такую прогулку по Босфору. Хотя до Черного моря мы не доплыли, тем не менее, впечатлений много.

Незаметно подкрался вечер второго дня пребывания в Стамбуле, пора идти на регистрацию в Центр соревнований – отель Яшмак Султан. Лирическая экскурсионная часть нашей поездки закончилась, завтра уже начнется «рабочий» график.

В 1 день мы соревновались в Белградском лесу. Что касается местности, Дима Попов сказал – второй Геленджик. Местность с оврагами и участками тернистых кустарников, сквозь которые невозможно продраться. Погода в первый день соревнований была дождливая и прохладная – ок.12 тепла. Пробежав первую половину дистанции без ошибок, т.к. выбирала преимущественно надежные дорожные варианты (я бежала по группе W21B, для малоподготовленных спортсменов), решила поэкспериментировать и дороги использовать по минимуму. В итоге эксперимент не удался.

Многонациональность соревнований понимаешь, когда все полтора часа в автобусе слышишь неродную речь, причем  гомон такой, что приходится в уши втыкать плеер. Позади нас сидел мужчина, уж не знаю, из какой он страны, но через слово было слышно восклицание «Йоу!».

Второй день соревнований порадовал нас теплой солнечной погодой. Бегали в Азиатской части, в районе школы Alev. Одна большая гора, много дорог, хорошо пробегаемый дубовый лес, немного колючек, быстрое ориентирование. Большие черепахи и пасущиеся в лесу белые лошади. Вот впечатления от этого дня. А ещё во второй день порадовали споносоры, бесплатно раздававшие вкусные шарики мороженого. Оно пришлось как нельзя кстати к жаркому полудню.

Третий день – самый романтический. Ориентирование на острове Бюйюкада – самом большом острове из группы Принцевых островов. Опять теплая солнечная погода, цветы на улицах городка, старт на вершине холма. Сосновый лес, козьи тропы, опять лошади пасутся в лесу, последние 3 перегона по улицам городка, наперегонки с фаэтонами. «Люди, чего вы так смотрите, не знаете, что такое ориентирование?». «Первый поворот налево, третий направо, ноги, быстрее бегите, быстрее!». После бурного финиша хочется окунуться в прохладное Мраморное море. А потом можно и позагорать. Сегодня я лучшая в группе? – прекрасно!

4 день и снова мы в Белградском лесу, но уже с другой погодой. Опять узкие лога и лощины, колючки, но дистанция сегодня сложнее, вариантов по дорогам нет. Аккуратное ориентирование с моей стороны, финиш. У меня берут интервью, как у текущего лидера в группе, спрашивают о впечатлениях – отвечаю, мне все нравится, четкая организация соревнований, а главное — теплая погода, тогда как у нас на Урале сегодня минус 5. Посмотрим результаты. Несколько мелких ошибок, и я уже вторая. Юля Черник из Белоруссии прошла дистанцию быстрее и увереннее. Тем не менее, по сумме 4-х дней я выигрываю у остальных девушек. Сегодня после закрытия финиша будет церемония награждения и организаторы просят нас подождать 3 часа. Наша троица — Дима, я и Леша – все в призах, а значит, надо чем-то занять себя на целых 3 часа. Решили прогуляться по окрестностям красивого водохранилища и устроить фотосессию.

Наконец награждение. По сумме 4-х дней Дмитрий Попов по М35 – 1 место, Алексей Литенков по М21В– 2 место, я по Ж21В – 1 место. Какие медали красивые! Женскую элиту выиграла Ирина Михалко, третья была Инна Сомова из Каснодарского края. Лучшим по МЕ был ориентировщик из Бразилии Leandro Pereira Pasturiza.

5 день, суббота, 8 ноября. Рынок не работает, все товары убраны, магазины закрыты. Сегодня суперспринт на Капалы Чарши — это по-турецки, или на Гранд Базар, по-английски. Мне турецкое название больше нравится. И вообще, я уже много турецких слов выучила, многое становится гораздо понятнее. Сегодня опять быстрое ориентирование, напоминающее лыжное – нужно считать повороты. Масштаб 1:1500. Ближе к концу дистанции кусок лабиринта. Из наших первым стартует Дима Попов, у него 4 минута. Болеем за него на лабиринте.

После финиша Дима советует первые пункты брать почти пешком, т.к. сам он в 2 раза дальше убежал в начале дистанции, не вчитавшись в карту. Следуя советам Димы, бегу аккуратно, без ошибок, но разогнаться не могу, боюсь потерять контроль. Та-а-а-к, меня на 2 минуты догнала Юля. Ничего себе я «тащусь» как черепаха! Бежим вместе с Юлей, и дружно пропускаем свой поворот направо, вовремя спохватываемся и возвращаемся назад. Лабиринт почти пешком и финиш. В итоге я бегала 12 минут, Юля 10. Прикольное время прохождения дистанции! Леша бегал свою дистанцию также 12 минут, проиграл в итоге 35 сек 1 месту и занял свое 3 место. А Дима сегодня, к сожалению, не попал в призеры.

Награждение опять откладывается надолго, и мы решаем сходить в близлежащий хамам, погреть косточки. Дима нам показывает дешевый, нетуристический хамам, находящийся в закоулках, куда ходят местные турки. 13 лир — вполне хорошая цена, тогда как в разрекламированных хамамах минимум 30. Здесь везде так. Один и тот же стаканчик чая для турка стоит пол-лиры, а для иностранца – лиру.

Церемония награждения закончилась и наступила пора прощаться с теми россиянами, с кем мы были вместе эти 5 дней. Нас было немного: Ира Михалко с мужем и сыном, Александр Телятников из Питера с подругой, группа ребят из Краснодарского края (Инна и Дмитрий Сомовы, семья Макейчиков, Влад Фунтяков, Дима Попов, Вика Плюйко и другие). Были ещё ветераны из России, но кто они и откуда – не знаю, мы с ними не общались.

Хотела отметить, что в соревнованиях принимали участие спортсмены из заокеанских Бразилии и Австралии.

Соревнования понравились, рекомендую хотя бы раз поучаствовать в них, у кого есть такая возможность. Конечно, с Урала добираться до Турции недешево. Самая дорогая составляющая – перелет. В нашем случае он стоил 12000 руб. с человека, в оба конца. Ребятам из Питера, например, перелет стоил 160 евро в обе стороны (правда, лететь через Ригу), а из Краснодара перелет стоит вообще 5000 руб. Проживание стоило 33 евро в сутки (за двоих). Стартовый взнос 60 евро. Транспортный взнос за 4 дня мы
также оплачивали отдельно — 20 евро. Турецкая виза – 20 долларов. Остальные расходы на ваше усмотрение.

В нашем случае было решено, эта поездка — вариант ежегодного летнего отпуска, а для отпуска эта сумма приемлема. Тем более, что помимо соревнований лично у меня куча впечатлений от Стамбула и польза от шопинга, которым мы занимались практически каждый день по вечерам и в последний день. Кстати, в последний день (мы задержались в Стамбуле на сутки после соревнований, ведь это для нас был ещё и отпуск) мы пошли – опять по совету Димы П. – посмотреть на древний акведук – впечатляет, надо вам сказать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!