Бежать одному иногда не только полезно, но и приятно. Голова очищается и отторгает все те лишние факты, изречения и умозаключения, которые не пригодятся больше никогда. А информация познавательная, привлекательная и будоражащая складывается в логическую цепочку и раскрывается порой в новом качестве. Но сейчас я бегу и не думаю, а больше созерцаю. Стараюсь запомнить все эти пейзажи, запахи и звуки. Всю эту атмосферу надвигающейся, глобальной, монументальной, но летней, лучезарной, благоухающей природы. Горы до самого неба, дорога по краю пропасти, вековые деревья в уже полностью зеленой одежке – как хочется сохранить эту картинку и радоваться, мечтательно улыбаясь про себя, еще очень и очень долго… Такое вот состояние души и разума я уловил в себе каких-то семь дней назад на своей заключительной пробежке отпуска в окрестностях турецкого Кемера. Тренировку эту проводил один на горном серпантине, в конце даже скинул майку – было так комфортно и тепло бежать. На редких выполаживаниях и полочках старался ускориться на несколько секунд, придав таким образом вид законченного сбора этому своему отпуску. Где-то неподалеку так же наслаждались последней пробежкой Алексей, Олеся и Паша. День неумолимо продвигался к обеду, скоро предстояло сдать арендованные машины. Таких сказочных горных выездов больше не будет. Усиленно созерцаю и впитываю…
А ещё бывает так — вдруг становится красивым по весне лесной луг.
Спешат подарить влюблённые все эти цветы, усыпать и упасть самим к ногам такой красоты.(Рем Дигга)
Готовились, конечно, заранее. Основным движителем и генератором идей в каждом таком отпуске является семья Рязановых. Заказ автомобилей, выбор красивых и новых мест, поиск карт для тренировок – обычно все это ложится на них. В этот раз к нашим семьям присоединился Паша Шабашов с сыном Ваней. Думаю, не стоит говорить, что погода в Кемере разительно отличалась от уральского собрата. Ниже +20 не было ни разу, солнце позволяло загорать, а море купаться. В то же время не было той изнуряющей всеобъемлющей жары, что, поговаривают, свойственна этому региону летом. Последняя декада апреля, Кемер и аренда автомобиля на весь срок отпуска – это уже привычные величины последних трех лет. Аренда именно двух седанов и впервые наличие в нашей связке Шабашовых – это нечто новое. Вот и Паша после первых двух дней заявляет, что такого насыщенно течения отпуска он не ожидал и эмоций уже хватило бы на целую неделю. А нам кажется, что все проходит достаточно планомерно и не так-то уж насыщенно. В первый полный день, например, мы бежим кросс по красивой горной тропе по полуострову рядом с наши отелем, карабкаемся по камням и выходим к старому маяку. На обратном пути делаем крюк через метеостанцию на другой вершине полуострова и по асфальтовому серпантину спускаемся в Кемер. После обеда успеваем покупаться и позагорать на море, а потом по карте городского спринта, прошедшего на этапе кубка мира в марте этого года, бежим дистанцию, спланированную Инной. Движение машин редкое, посетители открытых ресторанчиков благодушны, парки и улочки сияют чистотой – красота. А ошибки случаются.
Следующий день начинаем в пригороде Кемера — древнем городе-заповеднике Фаселисе. Туда въезд платный и мы уже там бывали. Но стремление показать эту красоту новым соратникам и пробежать ту самую дистанцию, которую полтора месяца назад на этапе кубка мира здесь выигрывал Даниэль Хубман, перевешивают все. Паркуем автомобили на самой кромке асфальта у Средиземного моря. Алексей отправляется развешивать миниатюрные призмы на дальней и большей части дистанции, Инна с Ваней и Машей идут прогуляться и поставить все ближние КП. Через несколько минут, Олеся с Ириной, потом я, и замыкающий Паша выбегаем со старта и проходим все те же 5,1 км-28 КП. Результат Хубмана, к сожалению, устоял, но удовольствие все получили неимоверное. Завершилось все разбором ошибок и купанием на песочном пляже. Вечером, кажется, я был в сауне и хамаме. Потом мы, как всегда, вкусно и долго кушали. Отель наполняли немецкие, итальянские, японские голоса.
Следующий день ознаменовался двойным ударом. Первая часть выглядела как дистанция ориентирования группы М45 на многодневке, пристыкованной все к тому же этапу кубка мира. Район поселка Бейчик, вверх от моря, с очень каменистой почвой и от этого хоть и незатейливой, но сложной для пробегания планировкой. Алексея опять делегировали на постановку дистанции. Только последние три пункта рядом с машиной пошли ставить Ирина с Машей и Инна с Ваней. Для них это прогулка по летнему лесу с камешками, а не дистанция. На старте обнаружилась турецкая призма, видимо символизирующая пункт «К» на многодневке. Дистанция проходила в рваном ритме. Как сказал Паша: «В карту некогда смотреть, когда под ногами столько камней». Сам я, быстро догнав Олесю, пересекался с ней еще добрую треть дистанции. Много поучительных перегонов и новых каменных объектов для увеличения моего опыта. Проскакали эту тренировку и дальше в машине направились выше от поселка. Там уже в знакомом месте (два года назад останавливались тут же) подпоясались, взяли по гидратору, трекинговые палки и отправились в путь. Наша мужская группа пошла быстрее, а детско-женская развлекательная покатилась чуть медленней. Начали подъем по ликийской тропе к горе Тахталы. Солнечная погода, малое количество снега в предгорьях, ненавязчивая болтовня об уже прошедшей части отпуска, фотографирование – за всем этим мы быстро оказались на границе леса. Здесь начинался каменный курумник и резкий подъем в настоящую гору. На этой части поход решили закруглить — усталость уже была накоплена на первой части выезда. Паша сказал: «Ну вот, ну вот. Я так и не поднялся на Тахталы!» Алексей подмигнул: «То ли еще будет». Дети умаялись быстро и повернули с Инной назад, Ирина попрыгала нам на встречу одна. Встретить жену было приятно и неожиданно, так как по рации нам сказали, что все повернули вниз. Дальше стремительный спуск к машине и первая половина дня увенчалась усталыми, но загоревшими лицами.
Потом случилась поездка в знаменитое местечко туристического паломничества – Памуккале. Много-много экскурсий собирают различные фирмы и фирмочки в этот красивый памятник природы. Вода, стекающая со склонов горы, образует систему причудливых водоёмов с известняковыми стенами (травертинами). Ослепительно белые террасы (травертиновые образования) возникли на склоне горы в результате отложения солей из насыщенных кальцием источников. Вот и мы решили устранить и этот пробел в нашей турецкой истории. Сели в машины и через четыре часа и 300 км прибыли к подножию этого «чуда света». Поселились в одном из многочисленных гостиниц, вечерок погуляли по окрестностям, отведали местной кухни (по-русски тут уже почти не понимают) и заснули в ожидании утренней прогулки. Владелец отеля на наш вопрос четко ответил, что нужно выходить на туристическую тропу (платный шлагбаум) в 8:30 утра, тогда есть шанс не наткнуться на толпы привозных туристов. Мы выполнили его наказ и с босыми ногами (иначе запрещено) кинулись покорять белоснежные склоны со стекающей водой. Было интересно и фотогенично. На вершине прогулялись по большому парку с древними развалинами и гробницами, заглянули в амфитеатр. Нащелкали кучу снимков. И все это за три с половиной часа и под палящим солнцем. Женская половина нашей группы была в восторге. Остальные чуть подустали 🙂 . А поблизости сладко манили неизбеганными тропинками пологие склоны зеленых холмов. Этим же днем отбыли обратно в свой отель. Поставили очередную галочку. Но долины Каппадокии в прошлом году впечатлили несоизмеримо больше.
«Втроем легче, вдвоем — как-то так, одному никак»
(«Сансара»)
Еще один день – это день нашего похода, или «подвига», или приключения, или challenge’а – это как кому угодно. Алексей с самого первого дня готовил нас к настоящему походу в гору. Bey Daglari выше, чем Тахталы на 700 метров. Популярной тропы туда нет, ехать до ее подножья из Кемера порядка двух часов. Но это все не останавливало Алексея. Полтора десятка распечатанных листов А4 со снимками Гугл-карты помогли нам, как по карте, сначала доехать по шоссе и горному серпантину до конца асфальта, а потом и подняться на машине по грунтовке на высоту 1100 метров. Дальше опять трекинговые палки, рюкзачок, гидропак – все как у «мультиков». Топали сначала по лесному серпантину в тумане, потом вышли в долину предгорий. Тут даже повстречали джип с аборигенами. Узрели несколько развалившихся за зиму остовов строений (видимо, будущие навесы для пастухов). Этакие альпийские луга без деревца, из щебенки, со стекающими горными ручейками, остатками снега и намеками на травку. А в общем и целом – прекрасный лунный пейзаж на границе облаков. На исходе третьего часа подошли к подножью самой горы. На навигаторе Алексея до вершины оставалось 1500м по прямой с 600м набора. Какие это были метры! Упирались палками в склон и то «елочкой», то «лесенкой» ставя ступни, шаг за шагом продвигались вверх. Мелкая каменная «сыпуха» не позволяла нормально передвигаться по склону. Но цель была так близка, и хотелось быстрее забраться на вершину и прокричать что-то глобальное 🙂 . И вот вершина, а за ней еще одна, а за ней еще выше, и так наш финальный подъем занял еще 105 минут. 3060 м высоты! Зрелище великолепное! Там, откуда мы поднялись, все окутано туманом и облаками. Здесь же на вершине светит солнце, а на окрестных горных вершинах еще лежит снег. После подъема еще токает в висках, но осознание достигнутой цели перевешивает весь негатив от усталости. На вершине придавлены камнями и бережно упакованы в несколько мешков два дневника. В них записывались группы туристов, поднимавшихся сюда. Мы первые сделали записи не на турецком языке. Несколько шикарных кадров на вершине и отправляемся в обратный путь спустя четыре часа и сорок минут после начала пешего восхождения. Обратно с горы спустились за считанные минуты. Быстро добрались до ближайшего снежника на склоне и съехали по нему к подножию крутого подъема. Алексей подложил под себя планшетку с картами и съехал, как на санях. Мы с Пашей не обладали таким бесстрашием и проделали спуск на ногах. Вниз до машины старались максимально трусить. Вечер уже надвигался, а в темноте по сельским серпантинам рулить не хотелось. К концу спуска ноги уже изрядно подустали и небольшая тяжесть в голове присутствовала. Но все эти горные пейзажи и шикарные эмоции делали свое дело – поход явно удался! Эти семь часов в пути стали, похоже, моей третьей по продолжительности тренировкой в жизни. Домой вернулись в 21.05 по местному времени. Женщины и дети уже заждались и жаждали рассказов и фотографий от нас. Еще одна деталь: с собой был лишь один наполовину севший Пашин фотоаппарат. Но из того небольшого количества фотографий, что мы позволяли себе сделать, действительно интересных было больше, чем накануне было сделано в Памуккале на протяжении нескольких специальных и утомительных фотосессий…
Не хочу, чтобы все думали, что в отпуске мы только бегали и разъезжали. Мы, например, прогулялись по Анталии. Посетили там парк миниатюр (знаменитых исторических зданий со всей Турции, выполненных в несколькократном уменьшении). Затем зашли в большой парк Ататюрка в разгар праздника Детей в нем. И… пробежали там дистанцию :-). Были и выходы по магазинам, и вечерние прогулки вдоль моря, посиделки в холле отеля и, конечно, купание в море и загорание у бассейна. Такого пассивного отдыха хватало на пару дней. Он, безусловно, нужен, но утомителен по-своему. Мы приехали в Кемер уже в третий раз, но я знаю, что не увидели и половины, того великолепия, что прячется на стыке моря и гор…
«Какие танцы?
На улице — минус двадцать»
(Земфира)
Утренний автобус в аэропорт. Стараюсь смотреть на окружающую природу, море, улицы Кемера и Анталии незашоренными глазами. Пытаюсь еще раз впитать, прокрутить и насладиться. Отпуск, как всегда, прошел плодотворно, полезно и сытно. Главное, что довольными остались Ирина и Маша, а не только я. Паша с Ваней совсем не скрывали восторга и говорят, что теперь будут отдыхать только так. У семейства Рязановых же все расписано не только по дням, но и по часам, на ближайшие 3-4 месяца. Вот кто действительно не сидит на месте. Где-то тут рядом уже начался велопробег, анонсируемый афишами. Скоро начнется мультигонка, по слухам от Паши и Инны. Эти места, ассоциируемые у большинства русских со словом «олинклюзив», не простаивают и знают себе истинную цену… В самолете «Боинг» с бизнес-классом и восемью сидениями в ряд нас в Россию летит всего 25 человек. Люди на майские праздники хлынули в обратном направлении. Многие из них в отеле и не скрывали, что летят сюда пить-пить-пить и тем самым прославлять нашу страну. «Тагииил!»… Мы боялись, сможем ли нормально приземлиться, какая будет погода, сколько вокруг снега. Самые жуткие снежные два-три дня удалось пережить в Турции. Приземление мягкое, светит солнце. Но серость, сырость, ямы, пыль, прохлада. Усердно извлекаю и воспроизвожу…
P.S.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Подписываюсь. Отличный отпуск!
А какой километраж получился при восхождении на гору?
Антон, 33 км за 7 часов). мелочь