Наконец-то мое здоровье позволило мне выполнить давнюю уже задумку и выехать на самый настоящий Чемпионат России. Не был я на подобном старте (прошлогодний кубок в Перми не в счет) аж с 2010 года. Тогда во Владимире я уже толком не мог бежать и морально готовился к операции на ахилле. В прошлом сезоне все тоже вроде бы шло неплохо до середины лета, но потом начались проблемы с ногой, и на Финал в Алоль я опять не поехал. Сейчас с ногами все было в порядке. Были другие незначительные проблемы. За две недели до первого старта я отравился. Провалялся три дня. На этой же неделе каждый вечер с Сашей Зеленцовым проводили в парке, чтобы достойно организовать этап Кубка области. Суббота и воскресенье опять выпали по причине проведения… На неделе до отъезда удалось пробежать две лесные тренировки, но форма оставляла желать лучшего. А ведь бежать предстояло четыре дня подряд. При этом местность не была легкой и погода не обещала быть щадящей. Тут сразу для себя очертил круг задач: постараться добежать все дни, хотя бы один из дней попытаться зацепиться за результат в первой двадцатке, ну и отдохнуть, ибо отпуск 🙂 .
Ребята заехали за мной в Первоуральск в 5 утра. Команда собралась более чем достойная: Евгении Фадеев и Попов, Саня Шавкунов и я. Все на одной машине покатили за 1300 км в город Хвалынск Саратовской области. Подремал, пообщались, почитал журнал, послушал музыку, порадовался, что наконец купил себе на день рождения смартфон накануне, остановились пообедать, заправились и еще заправились. Так прошли 17 часов нашего пути. Приехав на место, обнаружили, что нас тут еще не особенно ждут. По территории горнолыжного комплекса ходят толпы детей и подростков, стоят автобусы, и горы полиционеров патрулируют каждый перекресток на подъезде к курорту. Оказалось, что это только выезжают со своей Туриады Поволжья туристы этого самого Поволжья. Они не спешили влезать в автобусы и освобождать номера для нашего размещения. А горничные уже не работают, и вообще нас ждут только завтра. Но этим нас не напугаешь – такое случается сплошь и рядом. Через час – полтора подъезжает директор наших соревнований, и после непродолжительных консультаций для всех нас (в холле уже ждут порядка десяти команд) находятся чистые и убранные номера. Дядя директор соревнований оказался вообще веселый и позитивный чел. Кажется, его звали Лаптенко Дмитрий. И во все следующие дни он старался, чтобы у спортсменов мысли были заняты только стартами. В итоге мы разбрелись по комнатам. Я жил с Саней, а Женя с Женей. Также подъехали наши друзья под руководством Николая Петровича Кравцова: Никита, Денис и Ксения. Все спортсмены расселились на территории одной гостиницы. Которая была центром небольшого горнолыжного курорта, стояла у подножья 300 метрового горнолыжного холма и включала в себя также собственную маленькую пивоварню и бассейн под открытым небом. В 1:00 по уральскому времени мы начали смотреть финал футбольной лиги чемпионов. Саня не дожил – ему можно, он рулил большую часть дороги. А я дождался развязки и заснул, чтобы назавтра выспаться и пойти тестировать полигон.
Было где-то чуть больше 11 часов по местному, на улице что-то около +30 по Цельсию. Мы дружно берем клочок карты полигона и поднимаемся в горнолыжный подъем. Тут каждый из нас впервые осознал всю тяжесть предстоящего четырехдневного марафона. На открытых участках, которых тут было больше чем предостаточно, голова вскипала моментально. В лесной части глубокие овраги и истинно южные колючки тоже не сулили легкой прогулки. И то верно – ведь на этой местности отбирают одну из сильнейших сборных на чемпионат мира не куда-то там, а в знаменитый регион Италии — Трентино. После полигона были обед, отдых, поездка за продуктами и небольшая фотосессия все на том же склоне, с которого видно чудную панораму из изумрудных холмов, гигантского по местным меркам куска леса и обычной здесь Волги-матушки. Перед сном посмотрели финал хоккейного чемпионата мира. Порадовались за нашу сборную и отошли ко сну. Жара не сбавляла и ночью, в окне кукушки и кузнечики – сон был свежим и легким…
В первый день официальной программы предстоял общий старт. Не разминался толком почти никто. Хватало просто зашагать на полсклона к старту, чтобы взмокнуть и быстро спрятаться в тень редких деревьев. Все уже понимали, что предстоит бежать оба круга почти полностью по открытой местности с неслабым перепадом высоты. Взяли карты и начали гуськом топтать мешающуюся траву. При заходе в гору на второй пункт я осознал, что мне уже хорошо. Паровоз разделился на два потока, и нужно было следить за траекторией впередибегущих. Небольшой сбой в механизме случился на шестом лесном пункте. Там часть моего паровоза пробежала мимо, а часть затормозила в поисках КП. Я вовремя успел сориентироваться и на финишные четыре пункта заходил в лидирующей десятке. Тут опять случился сбой. Два КП стояли с двух сторон лощины в кустах, и я по инерции сначала пробежал не к своему пункту. Это КП 10. И так я уходил на второй круг в первой 15ке. Тут же топтались Саня и Джон. Первый пункт второго круга мы с Джоном взяли вместе с будущим чемпионом этого дня. Но дальше мы пошли более прямым и зеленым вариантом. На зашагивании по лощине на 5 КП слились с паровозом Сани, и все снова были как на ладони. Только сил уже не оставалось. На самой кромке леса я встал и отдышался. Хотелось просто не упасть от теплового удара. Забежал в лес уже один. Так и выбрал на шестой пункт прямой вариант, так и оставил тут порядка 5 минут. Хотелось просто добежать до финиша. Был уверен, что иду месте на 40-50. И вдруг передо мной опять Саня. Кричит, что не может уже бежать, ему совсем тяжко и он доковыляет трусцой. Сильно удивляюсь, что он еще тут, и начинаю раскручивать последнюю петлю на чистом склоне. Тут нас много таких, движущихся как сонные мухи. Но почти у всех остальных немного другой вариант рассева. Так я добегаю на финиш впереди значительной группы товарищей и не верю своим ушам, что я стал восемнадцатым. Несколько стаканов воды и судьи, берущие каждого под руки и спрашивающие: «Все в порядке?» Такое вот начало: самая простая дистанция, но сложная погода. Хотя теперь, когда я буду сталкиваться с жарой, всегда буду вспоминать те -40, что были прошлой зимой и думать, что все у меня классно. Справедливости ради нужно сказать ,что этот день не шел ни в какие отборы, поэтому многие недомогающие просто сразу сходили на первом же круге и не мучились. Джон Попов смог занять девятое место в этот день. Результаты.
Второй день обещал стать самым техничным. Всех нас партиями увозил на другой конец карты старенький автобус. Там мы дожидались старта в изоляции, а финишировать нужно было прямо у нашей гостиницы. Погода была отличной. Уже было не так жарко, как накануне. Первый перегон прошел как-то неуверенно. На склоне все было неровно, и найти свои ямки оказалось не так-то и просто. Дальше инстинктивно рванул уже сразу на третий пункт, поэтому ошибся на заходе на второй. Сам третий перегон прошел неплохо, на заходе не дочитал точную локацию пункта. На пятом пункте остановился в нужной лощине, но долго не мог понять, в каком я месте относительно нужной ямки. На 7 КП случилась большая ошибка. Не доходя до КП, повел себя по логу, который идет из ямы на северо-запад. Отсюда и все остальные метания, которые кончились на точке 16 КП. Дальше запал пропал окончательно. Старался много не куролесить. На перегонах 7-8, 8-9 и 16-17 приходилось пешком форсировать складку рельефа. На 18 КП совсем не дочитал, на 19 кп уперся в кусты и повис на них, на 21 пункте проскочил сначала мимо своей ямки. Дистанция не удалась совсем. В этот день Серега Добрынин догнал Саню Шавкунова и показал отличный седьмой результат. Николай Петрович в этот день прогулялся по полянам от старта до финиша и запечатлел местного жителя сурка-байбака. Все четыре дня под ногами часто попадались норы от них, и я всегда смотрел, куда ставлю ногу, чтобы не провалиться. Результаты.
Третий день – это кросс. Дистанция в 13 километров по прямой. Масштаб 1:15000. Такие дистанции бывают только на самых крупных российских стартах. Лупа бы не помешала в этот день. Погода стала еще чуть прохладней. Какие-то +24 градуса. Старт с живописной известковой площадки почти в самом верху горнолыжного склона. На первом пункте мне не удалось пройти прямо по линии, в итоге я отклонился левее и выше. Так потерял пару минут, пока сообразил спуститься. Дальше был самый выдающийся перегон 4-5. Выбрал для себя прямой вариант с использованием пропашек и заходом по желтому склону слева от КП. Но после длительного бега по кромке поля решаю еще чуть спрямить и зайти на КП по лощине. Набрал тут лишних кустов и лишнего набора. В итоге проиграл на перегоне лучшим людям 5 минут. Многие шли правым вариантом, оббегая по тропе все наборы высоты. После такого 24-минутного перегона я сильно ошибаюсь на 30-секундном. Опять не разбираю мелкую ситуацию в карте и стараюсь найти пункт в лощине, не теряя высоты. Тут то меня накрывают сразу три человека. Но к следующему КП мы остаемся вдвоем с Антоном Бордюковым. Вместе дистанция пошла веселее. Почти на всех перегонах выбирали максимально прямые варианты. На 12-13 это было не совсем оправданно, на 15-16 — очень даже. На этом перегоне ужаснулись виду лежащего Сереги Добрынина. Он был бледен и сказал, что его выключило. Он взял у Антона питательный гель и обещал нам, что сможет самостоятельно добраться до финиша. Я тут же оценил запас собственных сил и решил, что в таком темпе их должно хватить до финиша. Ошибкой могло быть наше полное спускание в лощину на перегоне 17-18, ведь потом пришлось долго карабкаться почти на четвереньках в крутую стену к пункту. И это точно стало ошибкой применительно к следующему перегону. Тут мы оба разом потеряли направление и ушли сильно правее. Начали искать пункт не у того холма и с трудом привязались уже на пропашке. Драгоценные минуты снова были потеряны. Самую концовку добежали уже без проблем. Сил даже осталось на подобие финишного спурта по полянам. Итоговый результат меня вполне устроил, особенно вспоминая лицо бледного Сереги. В этот день отличился Женя Фадеев. Стартовал самым первым, сумел оказаться в итоге пятнадцатым. После обеда я почувствовал резкую усталость. Подъем с кровати давался с трудом. Пошатывало. Чувствовались пробелы в тренировках. Многие ребята пошли поплавать в бассейне и поиграть в настольный теннис. Я же предпочел оставаться в горизонтальном положении, ведь назавтра предстоял гандикап. Я проиграл «всего» 20 минут победителю длинной чемпиону мира Дмитрию Цветкову, а значит — попал в тридцатиминутную квоту гандигапистов. Результаты.
В этот день Саня и Женя решили не бежать, еще пару человек передо мной подумали также. А значит появлялся шанс опять залезть повыше в протоколе. Только сил не было совсем. Подготовка спортсменов к старту выглядела какой-то медлительно-обреченной. Видно было, что многие собирают последние силы и волю в кулак. В полутора минутах передо мной стартовало три человека. В полутора минутах за мной еще два. Все мы в итоге собрались в большой паровоз уже на третьем пункте. Подъем по лощине в гору на этот КП совсем выхолостил меня. А дальше в большой компании себе подобных нашлись ребята, которые стали понужать. На хламных спусках я чувствовал себя комфортно, а в подъемы приходилось терпеть. Я хотел остановиться совсем на подъеме к пятому пункту, потом к седьмому, потом к десятому. Но на этом заходе лидер паровоза Петр Сухарев ошибся и дал нам время отдышаться. На 14 КП нас осталось «всего» пятеро, а на подъем к пятнадцатому я остановился… Я понимал, что идем хорошо, видел много обгоняемых и ошибающихся людей, но силы кончились. Я спокойно скатился с горки, взял 16 КП. Затем по прямой добежал до 17 КП, и тут неожиданно весь тот паровоз бежит на пункт откуда-то справа с досадными криками. Я обрадовался шансу снова продолжить борьбу за места повыше. Начались скачки по набитым в траве тропам. Девятнадцатый КП двое парней передо мной проскакивают мимо, и я забегаю на финиш третьим в этом необъятном пассажирском составе. А общее мое место в тот день четырнадцатое. Конечно, о таком я мог только мечтать, когда выходил на старт. Это не совсем объективное мое место в нынешнем состоянии. Джон Попов тоже совершил хороший скачок по сравнению со стартовой позицией. Не зря мы вышли на старт и добрались до финиша. Результаты.
Кусты и колючки за четыре дня исполосовали мое тело, руки и лицо. Сил еле хватало, чтобы добраться до душа и напиться воды. Но настроение было бодрым. Через час нам уже предстояло отправляться домой. В последний раз любуюсь видом и звуками за окном, прощаюсь с ребятами со всех концов страны и сажусь на заднее сидение, чтобы за 17 часов добраться до дома. Утром следующего дня выехав из +22, проехав через -5 и обняв жену в +8, я рухнул в постель и наконец заснул.
Каждый день там я старался анализировать, разбирать свои треки, советоваться с друзьями и готовиться к следующему старту. Я не тратил силы понапрасну, их итак было не много. Ел-пил по расписанию, полезную пищу и чистую воду. Но все же, все что там происходило, сейчас я воспринимаю через призму эмоций и впечатлений. Для меня это вновь СОБЫТИЕ. Для многих вокруг это был очередной всероссийский старт, для меня – нет. Это был небольшой шок. Очень давно с такой силой я не истязал свое тело. Его ресурс оказался куда более богат, чем я ожидал. А психика разрывалась между прекрасным умиротворяющим пейзажем с тишиной окрестностей и битвой, которую нужно было каждый день организовывать с местностью и своими страхами. Я не скажу, что одержал тут победу в одну калитку. Но мне достаточно того, что я снова смог войти в эту реку. Очередной отпуск отгулял 🙂 …
P.S. Похудел за поездку на три килограмма.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!