Эпитеты пятнадцатого

Классный, длинный, поучительный, насыщенный. Красочные эпитеты, которыми прошедший беговой сезон легко может быть описан. Одно полушарие мозга сочиняет вот такие восклицания, и его не остановить, а второе — стремится все это осмыслить, приземлить и разложить по полочкам. Надеюсь, что в процессе написания этой заметки все уляжется, и прибитых полочек хватит…

IMG_5084

Началось все сразу после последнего старта в октябре 2014 года. Я в очередной раз убедился в том, что мне не хватает чего-то базового, фундаментального и хорошо отлаженного в моем ориентировании. В поисках этого сокровища я годами крутил головой по сторонам, подглядывал из-за спин многих более удачливых и стабильных спортсменов в их решения и доказательства. Но той конкретики и четкого раз-два-три так и не встретил. Общие слова и тезисы, как надо тренироваться, бежать и думать для меня не подходят. Я старался, интерпретировал, притирался к этим тезисам, но цельного и стабильного ориентирования из себя извлечь не мог. И вот тут поблизости замаячило что-то новенькое, а при ближайшем рассмотрении, более конкретненькое, чем все, что было до этого. Прошлогодние октябрь, ноябрь и декабрь я посвятил разговорам с Русланом Гайденко и Антоном Сорокиным. В процессе этих диалогов разбирались мои дистанции и дистанции, лежавшие поблизости. Методика их разбора зацепила меня сама по себе. Захотелось попробовать применить новые навыки на практике, взглянуть на каждый будущий перегон новыми глазами, посмотреть, что из этого выйдет. И именно это желание стало основным мотивом всего прошедшего сезона.

IMG_0588

Первым делом по настоятельной рекомендации я удлинил пальчиковую плату на своем компасе с двух сантиметров до трех. Убедил себя в том, что теперь буду постоянно крутить колбу, и начал оттачивать этот «сложный» навык уже в манеже. На лесных зимних тренировках по дорожкам парка старался всегда захватывать карту и проводить измерения отрезков на ней, тут же пробегал их и убеждался в конкретном для себя количестве пар шагов в одном сантиметре карт разного масштаба. Замечу с горечью, что при разборах моих соревновательных треков накануне сезона я еще раз удостоверился, что каких-то особенных годных для спортивного ориентирования талантов и реакций у меня просто нет. Я плохо чувствую расстояние, я не обладаю встроенным в голове компасом, я не всегда сразу вижу лучший вариант (только после долгого и нудного разбора и подсчета), я не могу целую дистанцию держать себя в полной концентрации только на ней, я постоянно непроизвольно думаю сразу о многих вещах, а должен многое делать не думая. Эти вводные огорчали, но и подхлестывали. Были и положительные качества: умение держать высокую скорость и баранья упертость, доставшаяся от родителей. Вооружившись своими плюсами я и хочу избавляться со временем от своих минусов.

Мороз-Татыш 260415

Поэтому, начиная с январской поездки в Алушту, я практиковал непривычные для себя упражнения. Всегда с картой. Сначала это были отрезки на умение держать азимут. Конечно, даже на коротких перегонах я часто «промахивался». Постоянной безошибочной наработки этого оружия в моем арсенале не было. Как не было и «подсознательного» подсчета пар шагов. Не думать о счете, но при этом считать — это стало вторым, чему я хотел научиться. Владея этими двумя точными инструментами, можно уже пробегать отрезки перегона не задумываясь и попадать с большой вероятностью в нужную точку. Когда-то я освою эти приемы в совершенстве, и тогда мои врожденные НЕталанты направления и расстояния будут побеждены. А пока приходилось долбить и долбить эти метры и градусы на каждой почти тренировке.

тр 02.01.2015-2-морозов

Но это все — лишь инструменты. Основное же оружие и сила классного ориентировщика — это умение выбрать верную, просчитанную и доказанную разборами траекторию движения. Овладеть этим навыком для меня представляется самой интересной задачей. Именно за этим умением я обращаюсь вечерами к Руслану, Антону, Сереге на протяжении всего сезона. Именно тут особенно важно постоянное общение и обмен информацией и опытом. Именно поэтому у меня в компьютере появилась папка с названием «Разобрать», в которую я кидаю все попадающиеся в Интернете дистанции. Неоднократно разобранные в теории и доказанные на практике траектории движения на разных местностях, с разными ориентирами, растительностью и рельефом, в конечном итоге создают обширную базу данных в мозгу ориентировщика. И в нужный момент на дистанции остается только вытащить необходимый шаблон из этой базы в голове. А просчитывается заранее все: замедление скорости по лесу относительно тропы, время преодоления одной горизонтали в секундах, время прохождения отрезка с отклонением от прямой в сантиметр относительно времени прохождения просто по прямой. Математика, логика, алгоритмы. Казалось бы, таких дистанций с определяющим выбором вариантов в этом сезоне было не очень много. Но если внимательно присмотреться, то на каждой трассе есть огрехи с недоразбором варианта, которые приводят к потере 5-10-15 секунд. Не минута и ладно. Ха-ха…

удлинения

На сборе в Железноводске на все это наложилась еще работа с горизонталями. Заковыристые формы рельефа, разновысотные террасы, ключевые выборы вариантов с оббеганием или пересечением глубоких логов. Здесь было много того, что я раньше не учитывал, мало анализировал. А в итоге это все сильно стало пригождаться и на родных уральских местностях… А еще такие термины, как идеальная линия, точка, работа с точкой, за двадцать пар, восстановление, перпендикуляр. Полочки забиваются. Со всем этим я жил весь 2015 год. И пытался быть старательным учеником. Может быть, поэтому сейчас сезон воспринимается и вспоминается не как череда соревнований, а как набор различных тренировок…

Северка-треня-090815

Кстати, про тренировки. Я подвел небольшую статистику. С января по октябрь в этом году я сделал всего 205 тренировок. Из них 118 тренировок с картой (ориентирование). Из них 60 стартов различного уровня. Скажу честно — это уже большой прорыв для меня. Уход в сторону ориентирования от обычного бега. То что раньше знал в теории, в этом сезоне попытался воплотить в жизнь. Каждый отведенный мне клочок времени старался потратить на работу с картой. Благо, отрабатывать на одной и той же местности можно много разных навыков. Думаю, что до тех же Антона с Серегой мне далеко в силу моей занятости на работе, но если сравнивать с моим же сезоном 2014 года… Там было за те же десять месяцев: 156 тренировок, из них — 54 ориентирование, из них — 40 соревнования. Видно, что количественно и качественно я постарался сдвинуться. Кое-какие вещи у меня стали получаться, особенно по отдельности. Но свести все элементы системы воедино пока не выходит. Есть и еще один положительный момент. Впервые за три сезона я не травмировался. Склонен думать, что дело в специфике беговой работы. В последние годы ахиллы сильно напрягались от тренировок на жестких тропинках и дорогах, но в то же время было мало специальной лесной нагрузки на всю стопу. От этого перегруженность ахиллов и слабость стоп. Сейчас же почти вся тренировочная работа на более мягком грунте и с привычкой для стоп быть в постоянном кручении. Нет травм и есть больше тренировок!

20151031_151619

Смотрю на Серегу, его прорыв, и вдохновляюсь еще больше. Слушаю спокойные, рассудительные разборы Антона и вижу, куда нужно идти. И вот это, пожалуй, главный итог прошедшего сезона — осознание того, что я хочу уметь и как этого достичь! Точным, прямым, стремительным, просчитанным, лучшим…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Комментарии:

  1. Да, базовая подготовка нужна, важны навыки азимутального бега и хорошее исполнение других элементов ориентирования но.. Многие так и «засиживаются» в «детском» ориентировании. Здесь причин много, одна из них в том, что тренер грамотен в обучении детей, но никогда не бежал на высоком уровне. На этапе повышения мастерства важно почувствовать скорость, драйв, нечто большее чем базовое детское ориентирование, навыки которого ты описываешь в своем посте. Не шагни назад! 🙂

  2. Жоржу, как-то грил, что бежит по рельефу (чуть ли не по горизонтали), а наши сборники открыли «секрет», что херачат — до опорного ориентира (привязочки). А с другой стороны ориентирование тем и интересно, что можно пробовать, искать, находить, творить

  3. Отличные эпитеты. Ты так много смог раскрыть в этой статье, что многие даже и не догадываются. Прочитав это, можно с уверенностью сказать: Ты в своих изысканиях поднялся уже совсем на другой уровень. И не слушай никого, кто бы тебя ни останавливал. Самое главное теперь — продолжать совершенствоваться.
    На дистанции мы всегда бежим из пункта «А» в пункт «Б». Но каждый делает это по своему: выбирает свой вариант, реализует его со своей скоростью, склоняется к своей технике ориентирования, ищет в лесу свои ориентиры.
    Нет единой системы для всех, ведь мы все разные. В лидеры выбиваются те, кто нашел и воплотил в своей практике только ему нужные элементы. Лидеры, это те спортсмены, которые определились со своей техникой ориентирования и довели ее до автоматического совершенства. Если спросите у кого нибудь из элиты нашего спорта о чем он думает на дистанции, то скорее всего ответ будет: «я не думаю ни о чем». Потому что на это нет времени. У элиты нет лишних мыслей, есть только МАШИНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
    Андрей, ты молодец. Нашел, наконец, что искал. Хочу пожелать тебе терпения, последующих умных решений и довести СВОЮ СИСТЕМУ до полного автоматизма. И все у тебя получится.

    С уважением, Глухарев Василий.

  4. Считать шаги при современных точных картах для элитного спортсмена — это бред бредовый. Научись бегать по азимуту и этого достаточно.
    Второе, талантливый топ ориентировщик, как правило, не может быть хорошим тренером, потому что он не может научить ученика тому, про то что он сам не знает.

    • Второе, талантливый топ ориентировщик, как правило, не может быть хорошим тренером, потому что он не может научить ученика тому, про то что он сам не знает.
      Кто по вашему может быть хорошим тренером ? Хороший теоретик?

      • Серега, мне трудно говорить с с тобой дискутировать, потому что, я не знаю кто ты.
        Статистика такова, что НИКТО еще из бывших топ ориентаторов не вырастил себе топ замену. Потому что реально, лично у меня было много случаев (давно это было), когда ты, пробежав дистанцию, не можешь объяснить как «брал» те или иные кп. Ты их «берешь» и ВСЕ. Как это можно объяснить своему ученику???!!! Это уровень, которому никогда не научить. Он дан тебе или нет.
        Здесь мы не рассматириваем зимнее ориентирование, так как это суррогат, другой вид спорта.
        Так что, да, у теоретиков иногда получается лучше. Многие методы работают. А там уж, как природа дала…..

      • Не соглашусь. На мой взгляд здесь нет однозначных закономерностей, но я уверен, что практик имеет больше шансов научить, чем теоретик… Правда в том, что каждый, к сожалению, очень часто проходит свой путь познания, учась на собственном опыте и ошибках.

  5. Забыл еще написать про кручение колбы. Еще один бред. На «пальчиковом» компасе азимут берется автоматически.

    • Ну да, «автоматический» компас… так можно договориться до копанок с круиз-контролем 😉

  6. Андрей, ты — отличный пример человека, который выбрал цель и упорно к ней движется. И самое главное, что результат есть. Остается пожелать только дальнейших успехов.
    Сейчас на Урале, по-моему, происходит совершенно уникальное движение в развитии ориентирования. Может быть про Систему когда-то напишут в учебниках, а пока мы будем продвигать ее на наших сайтах, которые, простите за наглость, тоже в своем роде уникальны по посещаемости и контенту )))
    Отдельно еще хочется восхититься компанией под кодовым названием «Дети РА». Те, кто хоть раз с ними ездил или тренировался, подтвердит, что там своя, очень классная, атмосфера ориентирования. И мне очень нравится эта иерархическая система подготовки, когда у старших есть своя «группа спортивного совершествования», а у их «воспитанников» — своя. Андрей ты правильно выбрал, у кого учиться ориентированию )

  7. Согласен, такие «морозовские» тренировки на технику в конечном итоге приведут к хорошему, доброму автоматизму

  8. Андрей молодец: ищет способы совершенствования, не стесняется советоваться с молодыми, ставит интересные задачи. Возможно, именно хорошего алгоритма ему не хватило в свое время, особенно учитывая его хорошее математическое образование.
    Алгоритм РА замечательный, он гарантирует любому хоть немного соображающему ребенку с минимальными физическими возможностями выход на уровень первого разряда, обеспечивает психологическую устойчивость, дает уверенность.
    Но, думаю, сейчас перед РА и его воспитанниками возникают новые задачи и потребуются новые методы.
    К сожалению, соревнования международного уровня показали крайне низкий уровень беговой подготовки, фактически обрекающий на неконкурентоспособность. На устранение этого дефекта осталось немного времени, 2-3 года, не более, на время учебы в ВУЗе. Дальше этот дефект устранить вряд ли будет возможно. Никакое техническое совершенствование компенсировать этот дефект не сможет.
    Абсолютно согласен с NewS: верчение колбы для спортсменов международного уровня – ничем не компенсируемая потеря времени. Повернул 3 раза на километре колбу – потерял минимум две минуты на длинной дистанции. Какие это дает потери – видно на сравнении результатов в городском спринте (который почти не тренируют) и в лесу: в спринте по крайней мере не хуже, просто потому, что в городе колбу не крутят. На самом деле кручение колбы просто позволяет установить угол, это элемент базового алгоритма, а профессионалы могут контролировать угол более эффективными способами. Автоматический счет шагов абсолютно не мешает, но существенно повышает надежность. Некогда читать сложные карты.
    Василий абсолютно прав: хороша та система, которая дает результат, а на высшем уровне каждый должен иметь эффективную именно для него систему.
    А с Алексом не соглашусь. Жоржу объяснял неоднократно, что после периода застоя по совету скандинавского тренера он сменил систему: резко упростил работу, стал бегать от одной заметной привязки к другой, что позволило ему резко увеличить скорость и бега, и ориентирования. Разница, возможно, в том, что для Алекса привязка – бугор в 20 метров, а Жоржу и метра хватит.

    • Дак об том и речь, чтобы, например, Гуревичу-младшему попадать хотя-бы в 10-ку или 20-ку на международном уровне, надо, как выразился Алекс, «херачить» на больших скоростях, а не шаги считать и вычислять мудреные геодезические азимуты 🙂

      • Бессмысленно носиться по лесу не имея надежного алгоритма. Механические операции ввода-вывода (как кручение компаса)- самые медленные и ненадежные, так что проблема РА — найти быстрые и не потерять надежность. А затем, как справедливо отметил Василий, довести эти операции до автоматизма. Но учиться бегать не мешает никакой алгоритм.

      • Механические операции ввода-вывода (как кручение компаса)- самые медленные и ненадежные,.
        У вас есть метод понадёжнее ???
        Повернул 3 раза на километре колбу – потерял минимум две минуты на длинной дистанции.
        Вы думаете ,что кручение колбы отнимает 4 секунды ?

      • Не измерял точно, но, думаю, 2-3 секунды.
        Надежнее — вряд ли, но с той же надежностью — можно.
        Просто нужно поучиться у тех. кто не крутит.
        Возможно, начать с «радуги».

    • К сожалению, соревнования международного уровня показали крайне низкий уровень беговой подготовки, фактически обрекающий на неконкурентоспособность.
      -Это вы про кого ?

      • Яков прав.
        Для достойного выступления на международных стартах для мужчин, как минимум
        3.000 — 8.30-9.00
        5.000 м — 14.40 — 15.10
        10.000 — 30.00 — 31.00

      • По крайней мере 10 членов и кандидатов в сборную Швейцарии бегали на чемпионате Швейцарии на шоссе 10 км быстрее 30.30.
        Чемпионские титулы Ниггли — результат марафона за 2.30.
        Мы знаем личные рекорды Храмова, Тихонова, Фадеева, Кокорина, Морозова, но не знаем результатов нашей молодой элиты. Они и сами их не знают, потому что не бегают. Нет измерений — нет и продвижения.

      • Серёга, не будем тыкать пальцем в людей, просто смотри ниже ориентиры беговой подготовки, предложенные NewS. Будь хоть «семь пядей во лбу» или умея крутить колбу за доли секунды, ориентировщик не сможет конкурировать на международном уровне без соответствующей «физики».

      • Про всех, кто встречался на международных соревнованиях с серьезными конкурентами. В горах проигрыш несравнимо больше (в процентах), чем на равнине.
        Есть простейший алгоритм счета: скажи, сколько проиграешь на равнине, и я скажу, сколько проиграешь в горах (или на другой медленной местности)