Как быстро отмечаться

Интервью с тюменцем Сергеем Кобелевым, который представляет фирму SportIdent на Урале и является секретарем на многих стартах в регионе и стране.

Привет, Сергей. Ты давно занимаешься судейством в Тюмени, на Урале и по всей России, а также являешься представителем фирмы SportIdent в России. А в последнее время у нас в регионе очень насущно встала проблема бесконтактной отметки. Думаю, ты лучше всех сможешь ответить на вопросы, которые люди постоянно задают мне на соревнованиях и которые накопились лично у меня.

Итак, основное преимущество бесконтактной отметки — это скорость. Можешь сказать языком цифр и как-то попроще, в чем это преимущество реально выражается на каждом пункте?

Да, основное преимущество бесконтактной отметки – это то, что для прохождения контрольного пункта не нужно останавливаться и вставлять чип в отверстие станции, отметка происходит на расстоянии. Летом это не так критично, но в зимнем или велоориентировании преимущество может быть 3-5 секунд на одном КП.

Вот видео-сравнение скорости отметки:

Второй технический вопрос. Есть слух, что станции можно настроить на разное расстояние бесконтактной отметки. Есть какие-то стандартные расстояния. Каково оно у нас на Урале. Обязательно ли касаться станции при отметке?

В нашем регионе уже около 15 лет используются станции SPORTident BSF7, BSF8. Изначально они работали только в контактном режиме, позже была добавлена возможность работать и в бесконтактном режиме тоже. Радиус отметки фиксированный – 50см при скорости не выше 40 км/ч. Многие перестраховываются и касаются рукой корпуса станции – это не обязательно. Советую для начала подносить чип поближе, на 10-15см от станции и постепенно увеличивать расстояние до 30-40см.

Есть другие станции с бОльшим радиусом действия: BS11 Small 1,8м, BS11 Large 3,0м и BS11 Loop для финишной линии. Такие мы применяем только зимой на очень крупных стартах.

Еще раз расскажи про последовательность действий, чтобы активировать чип SIAC в бесконтактный режим перед стартом. Как можно увидеть, что бесконтактный режим в твоем чипе активирован?

Тут все просто – бесконтактный режим чипа включается отметкой последовательно на станциях «Очистка» + «Проверка», либо на специальной станции «Активация AIR+ режима».

Отмечаемся на «Очистке», ждем, когда чип закончил мигать. После этого отмечаемся на «Проверке». В активном режиме на чипе раз в 10 секунд мигает зеленый светодиод.

Он мигает очень слабо и разглядеть не так просто. Так?
Да, на солнце плохо видно, можно чип рукой от солнца закрыть и тогда разглядите это мигание.

Соседний вопрос: нужно ли как-то выключать бесконтактный режим после финиша? Или же это происходит в чипе автоматически? Есть в чипах батарейка? На сколько ее хватает?

Бесконтактный режим выключается на станции «Финиш», либо через 24 часа после последней отметки автоматически.  Рекомендую тем, кто сошел с дистанции, все-таки пройти через финиш и деактивировать чип, чтобы сэкономить заряд батареи. Во время дистанции настоятельно рекомендую избегать зоны финиша, чтобы случайно не выключить бесконтактный режим.

В чипах SIAC есть батарейка – она питает радио-модуль, светодиоды и динамик. По информации производителя, в среднем батарейки хватает на 4-5 лет использования, примерно на 100 стартов. После этого батарейка меняется в Германии за 800р. Даже если заряд батарейки в чипе внезапно закончился, чип SIAC будет работать в контактном режиме, просто не будет мигать.

Расскажу про свой опыт – я использовал чип SIAC с 2015 года, батарейка разрядилась в декабре 2018, при этом «пробег» чипа составил 135 циклов включения-выключения.

Для экономии батареи чипа на стартах с контактной отметкой рекомендую не активировать бесконтактный режим чипов – не проходить Проверку (правда многие организаторы этого не знают, и всех заставляют проходить Очистку-Проверку).

Есть ли вариант через вас сделать замену батарейки в чипе? Как долго будет этот процесс проходить?

Это и будет через нас, раз в один-два месяца отправляем чипы в Германию на замену батареек. Обратно через месяц приходят. 800р. и два месяца ожидания.

А как-то можно проверить заряд батарейки заранее, чтобы в сезон с севшим чипом не входить?

Да, при каждом считывании в памяти мастер-станции остается информация о заряде. Можно настроить специальную станцию Test battery чтоб проверять уровень заряда. Уже ведем переговоры с немцами, чтоб за 800р. просто менять чип на новый или давать подменный на время замены если у тебя красивый номер.

То есть возможно мне, например, в конце сезона на «Кубке Петровича» подойти к тебе на финише и попросить проверить зарядку чипа? И если что, передать на замену батарейки?

Да, так можно будет поступить.

Есть еще какие-то нюансы в применении чипов SIAC? Как контролировать отметку, если одновременно на КП несколько человек отмечается? Какие ограничения по времени срабатывания?

Еще одно преимущество бесконтактной отметки – нет очередей на отметке. Станция, работающая в бесконтактном режиме, создает магнитное поле вокруг себя, которое регистрируют чипы SIAC, поэтому одновременно может отметиться любое количество человек. Контролировать отметку удобно – чип мигает и издает звуковые сигналы. Кто-то прикладывает чип к уху и слушает звук, кто-то смотрит на светодиод.

Обычно чипы в ориентировании носят на пальце или запястье, многие лыжники надевают их на ногу по привычке.

Производитель рекомендует не носить чип SIAC на той же руке, что и GPS-часы – некоторые модели часов с активной антенной могут создавать помехи и мешать отметке. Также при креплении на велосипеде следует избегать соседства с аккумуляторами и проводами.

Расскажи, насколько трудоемко перепрограммировать станцию под бесконтактный режим? Можно ли использовать любые (старые, новые) станции для этого режима? И самый насущный вопрос: насколько сокращается срок службы батарейки в станциях в обычном и бесконтактном режимах работы?

С точки зрения организатора, вложений почти не требуется – нужно просто выбрать нужный режим работы станций и все. Для совсем старых станций также может потребоваться обновление прошивки. Поддерживаются все модели станций, которые продавались когда-то в России, у нас работают 15-летние станции, в которых пару раз меняли за это время батарейки.

Отдельно скажу про батарейки станций – при бесконтактном режиме работы потребление заряда больше примерно в 1,5 раза. Расчетный срок работы оригинальной батарейки в «маленькой» станции BSF8 – 1500 часов в бесконтактном режиме, «большие» станции BSF7 работают в 2 раза дольше. Мы в среднем меняем батарейки раз в 4-5 лет.

Небольшой лайвхак для организаторов – если станция «Очистка» запрограммирована с кодом «1», то чипы SIAC мигают на ней коротко один раз.

Службе дистанции дополнительно нужно учитывать, что финишная станция выключает бесконтактный режим, поэтому финиш обязательно нужно хорошо изолировать от остальной дистанции – это одна из самых частых организаторских ошибок при бесконтакте.

Очевидно, что бесконтактный режим максимально эффективен в зимних стартах. Есть ли какое-то отличие в применении и программировании станций в зимних и летних стартах?

Да, зимой скорости гораздо выше, поэтому экономится больше времени, нет толкучки на контрольных пунктах. Отличий в настройке по сравнению с летом нет. Очень часто финишная антенна длиной шесть метров применяется для финиша зимой – ее закапывают под снег на финише, летом такое оборудование почти не используется. 

На тюменских и курганских стартах, в Каменске-Уральском все старты проводятся в бесконтактном режиме. В Свердловской и Челябинской областях это нововведение пробуксовывает. Как-то я интересовался у одного секретаря: почему нет бесконтакта. Ответ был такой: для того, чтобы не создавать неравные условия для участников. Что скажешь? Может быть, надо было запретить всем выходить на лыжах Fischer в моем детстве, ведь у меня была Тиса? Налицо неравные условия уже на старте. ))

Этот вопрос неоднократно обсуждался на соревнованиях различного уровня – от тренировочных стартов до Чемпионатов России. Если организаторы дают возможность всем участникам взять в аренду бесконтактные чипы, то проблем вообще нет – все в равных условиях. Можно привести еще несколько аналогий, не только лыжи: велосипеды с карбоновой рамой для велоориентирования, компаса со стабильными стрелками, легкие шиповки и т.д.

Лично мне кажется, что бесконтактная отметка должна применяться на местных стартах – в массовых группах это создает дополнительный комфорт при отметке, готовит спортсменов к всероссийским и международным стартам, где сейчас бесконтакт используется все чаще и чаще.

Если я захочу приобрести чип SIAC, смогу ли я обменять или продать вам свой старый «обычный»? Куда их, вообще, можно вложить?

Мы принимаем б/у чипы к реализации, можно сравнить это с trade-in для машин. Многие начинающие спортсмены с удовольствием купят подержанный чип.

И еще из личного опыта. На ветеранском мире в этом году мой чип не сработал бесконтактно на финишной станции в спринте. Пока я это осознал (он не пищал) и не отметился в обычном режиме (сунул в станцию), прошли драгоценные четыре секунды. Я всегда отмечаюсь касанием станции, поэтому далекий пронос исключен. Остальные участники не жаловались. В остальные дни проблем с этим не было. Как считаешь, почему такое произошло?

Сейчас используется уже четвертое поколение чипов SIAC, разработка началась в 2010г. Бесспорно, контактный режим более простой и надежный и выдерживает практически любые «издевательства» — отметку под водой, на морозе в -35 градусов, работает при практически полностью разряженной батарее станции. Тем не менее, при элементарном своевременном обслуживании оборудования отказов практически не случается. В твоем случае на финише дело могло быть в низком уровне заряда батареи станции.

Может быть, еще что-то хочешь сказать, чтобы замотивировать наших читателей на переход в бесконтактный режим?

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На любом тюменском старте можно взять в аренду чип SIAC и ощутить на себе все преимущества бесконтактной отметки.

Также есть возможность бесплатно выбрать любой свободный номер из диапазона 8000000 – 8500000, проверить доступность можно на сайте.  (Срок изготовления и поставки – примерно 2 месяца).

Спасибо за интервью, Сергей!

Всем удачных стартов!

Комментарии:

  1. Ключевой вопрос — в спортивной справедливости.

    Все доводы «бизнесменов», которым надо принести наши деньги за новый чип, разбиваются об этот основополагающий принцип спорта.

    Проводите с бесконтактной, но все спортсмены должны бежать в равных условиях. И без дискриминации по уровню доходов (смог-не смог заплатить бизнесмену от спорта за аренду)!

  2. В последнее время аренда таких чипов на стартах с бесконтактом стоит 100р. Если спортсмену принципиально вычесть из своего результата порядка минуты ( примерно:20кп х 3сек), что (принципиальность минуты в результате) соответствует уровню групп М18-М45 (их первой десятке на Урале), то он найдет такую сумму три-четыре раза за сезон. В остальных случаях спортивная справедливость весом в минуту не пострадает, это миф

    • Андрей, здесь принципиально — равные условия для всех. Никаких «вычетов из своего результата». Так мы и до оправдания допинга дойдем..

  3. Сергей, а как быть с лыжным ориентированием? Как добиться спортивной справедливости, чтобы все бежали в равных условиях? Если от лыж зависит половина результата. Или результат летом достаточно сильно зависит от хорошей обуви, пара минут на средней дистанции минимум… Или быстродействие старых чипов и чипов SI9-10 — тоже с полминуты экономии времени.

Оставьте отклик

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.