Александр Павленко, 26-летний мастер спорта из Перми. В свое время Александр выигрывал летнее Первенство Европы и зимнее Первенство Мира. Последние пару лет – становится Чемпионом России в лыжном ориентировании. Но также Александр уже давно является сильным планировщиком дистанций и постановщиком на соревнованиях самого высокого уровня. Его планировки победили в традиционном конкурсе на лучшую дистанцию 2023 года на Урале. И в категории спринтов, и в категории лесных дистанций.
Андрей Морозов: Привет Александр, ты следил за конкурсом «Лучшие дистанции 2023 года на Урале» на нашем сайте o-ural.ru? Твои дистанции победили в обеих категориях: спринтерские и лесные. Как относишься к подобным конкурсам?
Александр Павленко: Привет, Андрей! Да, за конкурсом следил. Спасибо, что представил мои дистанции! Победить, конечно, приятно. Правда, отношение к таким конкурсам у меня довольно скептическое. Очень часто в них побеждает местность, а не планировка. За Кунгур я не сомневался – местность уникальная. Для тех, кто там бегал впервые, она принесла много впечатлений. Не думал, если честно, что спринт на Первенстве России в Перми выиграет. Район на склоне, подпорные стенки, заборы, проходы — вроде бы выигрышное решение, но есть много нюансов. Многие в курсе, что спринт – история не только про местность и планировку. Это десятки всевозможных согласований с администрацией города, ГИБДД, всеми ЖК, ТСЖ, школами, детскими садами, университетом. Чтобы контролировать все, что ты напланируешь, нужно много судей, волонтеров, ЧОП. И, скорее всего, как бы ты ни готовился, что-то все равно пойдет не по плану, так как твои ресурсы всегда ограничены. Где-то волонтер уйдет со своего поста, машина поедет – ворота откроются, бабушке не понравится открытая калитка и т.д. Из-за нашей беготни люди дела свои откладывать не будут. В тот день такие моменты были. Сейчас уже не стоит разбирать их все, а то интервью сильно затянется. Также сами участники могут быть не готовы к такой сложности дистанции. Я лично видел, как несколько человек прыгало с полутораметровой подпорной стены прямо в запрещенную зону на проезжую часть под машины. Пришлось принимать меры, безопасность – самое главное на таких соревнованиях. Могу сказать одно – читайте карту внимательней, чтобы не возникало подобных ситуаций. У меня это был первый опыт проведения спринтов такого уровня. Нашей командой была проделана огромная работа. Я не помню соревнований, где нам бы приходилось столько раз перепланировать дистанцию и решать столько вопросов. Недочеты были, но я считаю, что мы справились.
Хорошо. Раз так подробно остановились на той дистанции, расскажи вот что. КП 35 и 53 стояли очень близко, и было очень много молодых ребят, которые не добежали до нужного КП совсем чуть-чуть, отметились на соседнем и потом справедливо были сняты. Расскажи, это была задумка: про два очень близких КП, про похожие номера? Часто так ставишь, часто думаешь о том, чтобы кого-то дополнительно запутать? Или же это было совсем без злого умысла?
Задумки такой не было. Я стараюсь так никогда не делать. Дистанция и так сложная, спортсмены сами найдут где ошибиться, ну куда еще такое «искусственное» усложнение? Получилось это следующим образом: после многократной перепланировки дистанции, я понял, что нам не хватает деревянных стоек под пункты. Кстати, заимствовали недостающие у вас. Спасибо! Пришлось перебивать номера пунктов. Ну и получилось так, что 35 рядом с 53. Внимание не обратил. Признаю — моя ошибка.
Ближайшие конкуренты в конкурсе дистанций на Урале по итогам голосования – спринт в Новоуральске и классика на Северке. Можешь оценить каждую из них. Плюсы и минусы.
Можно я не буду называть что-либо плюсами или минусами, а просто скажу, что нравится, а что нет? Это мое мнение, мой вкус. Я прекрасно понимаю, что есть другие мнения.
Начну с Северки. Хорошая классика. Преимущественно прямая реализация. Неплохо район представлен, все самые интересные места обыграны. Разные ландшафты – горки, болота. «Зеленочки» есть, а их я люблю. Длинный перегон неплохой, хоть и на границе карты. Что не нравится: сборный КП, я стараюсь такие не ставить, если это не бабочка для рассева. Пункт, который ты уже брал, упрощает ориентирование, даже если берешь с другой стороны. Сейчас часы у всех трек рисуют… можно сжульничать. Пункты сразу после дорог (или других линейных ориентиров), такие как 5, 12, 13 я не поставлю (не рассматриваем ситуации, где этого не избежать – кп 18, 22 — там все в просеках). Это упрощает ориентирование для «средненьких» спортсменов. Элите без разницы, для них все объекты местности – имеют одинаковый вес с точки зрения сложности ориентирования (я на это надеюсь), но им, конечно же, тоже планировать так не буду. 🙂
Спринт в Новоуральске. Нравится: есть варианты. Необходимо читать легенду, так как много потенциальных сторон постановки у стен и заборов. Самые интересные места в карте показаны. Не нравится: перекрытия (у третьего КП) я бы показал по-другому, выглядит как элемент дистанции, часть линии. Достаточно много перегонов, где нужно просто «давить» без хорошего ориентирования. И как-то длинновато… Вот если убрать все беговые гоны и сократить длину, то будет пушка! В целом, дистанции достойные, я бы сбегал с удовольствием.
Ты реально считаешь, что возможно на элитном (условно элитном) уровне воспользоваться часами с GPS для следования к точке КП, которую брал раньше? Этому можно научиться, чтобы делать на дистанции быстрее, чем просто бег по карте? То есть уже стоит думать о таких вещах при планировке?
Да, это возможно. Поможет, правда, не в каждом случае, а только в том, когда заход на КП сложный, видимости хорошей нет. Я это проверял, можно скинуть несколько секунд. Замечу, что сейчас не рассматриваю концепцию «идеального ориентировщика», который бежит близко к своему функциональному максимуму и каждую секунду времени четко знает, куда, и где окажется через такое-то время. Ему пользоваться будет только во вред. Стремитесь к такому, и не пользуйтесь часами.
Один мой товарищ назвал «читерскими» (жульническими) местности типа Кунгура, Полазны, Акакуля в районе Кыштыма. Мол, планировать на таких очень просто – поставил КП хоть где, соединил и всегда будет интересно. Но это не большая заслуга планировщика, а хорошая работа по поиску района для рисовки карт. Наверно, к похожим «местностям» можно отнести и выложенную карту спринта в Перми, ведь тут нетипично для городской жизни раскрыли все калитки, дали доступ ко всем заборам, углам и т.д. Это редкость и большое преимущество для планирования городского спринта. Имеет такое мнение право на существование?
Конечно, эти местности «читерские», тут полностью согласен. И классно, что они есть у нас на Урале. А вот про то, что планировать можно что угодно, просто соединяй пункты – скорее нет. Плохой планировкой всегда можно испортить впечатление от классной местности. Планировать на таких картах проще – безусловно, но работа заключается не только в том, чтобы пункты соединить.
Еще про спринт: нам с одной стороны, очень повезло иметь такую спринтерскую карту, а с другой — маловероятно, что мы там в ближайшее время что-то проведем. Столько работы, ради чемпионатов города или края делать никто не будет, а Первенство России или Чемпионат России в планах пока не было… Насколько мне известно.
Справедлива точка зрения, что истинное мастерство планировщика проявляется на достаточно простой местности, например, на карте первого дня спринтерского Первенства в Перми. Или в парковых зонах, типа ваших «белых» карт или нашей Калиновки, где много троп и мало насыщенного рельефа?
Для лесных дисциплин, конечно, справедлива. Сложно спланировать технически насыщенную дистанцию на такой местности, особенно, если она забегана. Тут все в руках начальника дистанции, и как бы хорошо он ни спланировал, у каждой карты будет свой «потолок».
В спринтерских дистанциях такая же ситуация, кроме еще одной переменной. Ресурсы. Имея достаточно времени, людей, денег, можно хоть огромный лабиринт из искусственных перекрытий на скучной типовой застройке сделать. Переделать всю карту до неузнаваемости, из простой сделать сложную. Естественно, нужны амбиции и желание. Планировщик играет важнейшую роль, но одному, без этих ресурсов он не сделает ничего. Возможно, я дополню эту точку зрения: «истинное мастерство планировщика проявляется на достаточно простой местности при минимуме ресурсов».
В Пермском крае вас (Александр Павленко, Владислав Киселев, Анастасия Глухих) стали подпускать к планированию дистанций для больших соревнований в очень раннем возрасте. Как показал, например, недавний конкурс планировщиков «Жемчужины России», в топе оказались как опытнейшие гуру, так и ребята только-только за 20. Внимание вопрос: как считаешь, достаточно ли для планирования интересных дистанций быть молодым, просто много ездить по стране и принимать участие в различных стартах. Но, допустим, не быть в курсе официальных требований и правил по планированию спринтов, классик и лонгов?
Начну с конкурса. Сразу говорю, не хочу никого обидеть. Спланировать две дистанции – это не спланировать соревновательный день (если это не Чемпионат России, но даже там обычно есть открытые группы или Всероссийские старты, чтобы это хоть чуть-чуть рентабельно было). Как правило, у тебя есть детские группы, юношеские группы, ветераны. Тебе нужно для каждой группы спланировать дистанции, развести потоки участников в разные стороны. Для детей нужны свои простые КП около дорог, а то и разметка. Спланировать логистику старта – финиша. Тебе, как минимум, должно хватить количества станций на все твои амбиции. 🙂 Участник каждой группы хочет, чтобы его дистанция была достойной (по физической и технической части в соответствии с уровнем развития). Поэтому, всем угодить очень сложно, любая планировка такого мероприятия при ограниченном количестве КП – компромисс. Сделаешь полегче для ветеранов, элита скажет: «А что так просто?» и так далее. Лично для меня, этот конкурс странный немного. Его результаты непоказательны. Хотя, вряд ли кто-то бы захотел проверять весь соревновательный день в комплексе, при таком количестве участников. Все-таки, молодцы, что такое проводят.
Я думаю, просто молодым быть недостаточно. Для планировки дистанций важно знать правила, рекомендации и мировые тенденции по планированию дистанций, но еще важнее иметь свое мнение обо всем этом и свой вкус. Не бойтесь планировать, всегда найдутся те, кто ваши дистанции терпеть не может, а кому-то они очень понравятся. Возможно, ориентирование существует для того, чтобы быть разным. Отвлекся немного. 🙂
Хорошо. Если акцент именно на слове «интересных», то из того, что я бегал или где-то увидел, больше всего мне нравились дистанции действующих спортсменов (не обязательно молодых), либо планировщиков, кто с ними всегда общается и в курсе всех тенденций.
И обратное: можно ли сейчас быть классным планировщиком, не присматриваясь к тенденциям различных многодневок и официальных стартов, но при этом хорошо знать теорию и одну свою любимую карту под боком?
Если не знать всех тенденций, а жить в каком-то своем мире, при этом планируя интересные дистанции, то это имеет место. Найдутся те, для кого ты будешь «классным планировщиком». Но вряд ли тебя куда-то пригласят поработать.
Вообще я много раз слышал от бегающих ребят и тренеров фразы типа «планировка Павленко», «почерк Павленко», «сразу понятно, кто планировал». Я для себя тоже выделяю некоторые особенности твоих дистанций: микроямки, зеленки, болотца – наше все. Время победителя – по верхней границе. Как ты сам ощущаешь? Какие основные черты твоих планировок? Как пристально в своей практике следишь за рекомендациям по планировке от ИОФ и ФСО России? (Недавно увидел прямо техническое задание для дистанций на летние Чемпионаты России). Ну и тут же. Следишь ли за эстетикой конфигурации своих дистанций: без острых углов, без КП на одной линии, без параллельных перегонов?..
Тут наверно мне стоит рассказать о себе. Не будет секретом, что большую часть своих дистанций я делаю под себя. Мои дистанции — отражение моей спортивной карьеры. Я никогда не был самым сильным в своих группах. Если взять лето, то условную «трешку» на стадионе мои сверстники летники (уровня сборной команды) явно меня бы укатали, зимой — та же история в лыжной гонке. Моей сильной стороной было ориентирование, тут я пытался отыграться. Далеко не каждая дистанция мне подходила. Вырос я на закрытой «зеленой» местности и, чтобы я был конкурентоспособен, дистанция должна была быть максимально технически сложной. Нулевая видимость, дебри и микрушник – мой кайф. Зимой – мелкая сетка или сложные варианты. Такое предлагалось редко, ну и я начал планировать сам.
Основные черты… я бы назвал только две. Если местность позволяет, я всегда пытаюсь нагрузить спортсмена ориентированием от самого старта и до финиша. У меня вы вряд ли встретите приемчики типа «вот тут разогнать, чтобы дальше в сложном месте ошиблись». Такого не будет, а будет хардкор от старта и до финиша. Вижу последнюю зеленку – иду туда копать воронку, да поглубже, чтобы призму сунуть. Шутка. На самом деле, для меня не имеет значения, на каком ориентире КП стоит, если перегон сложный и интересный. И вторая — я называю ее ориентировочной эклектикой. В свои дистанции я стараюсь вставить все возможное, что предлагает карта. Разные ландшафты, выбор вариантов путей и сложную реализацию. Мне важно, чтобы в протоколе результатов победил тот спортсмен, у которого композиция навыков ориентирования самая широкая и продвинутая.
За новостями стараюсь следить, рекомендации читал. Но ничего глобально нового, как мне кажется, там не появляется. Не будет посреди лонга спринтового сегмента в масштабе 4000 и спринт не проведут в один перегон на три километра. Может, интересно бы было, кто знает? Вводятся новые форматы гонок, знаки в картах. Но спринт остается спринтом, а лонг – лонгом. За эстетикой пристально слежу, дистанция должна быть красивой. Если конфигурация глаз не радует, переделываю.
Еще добьем тему. Согласен с теми, кто отстаивает стандартные масштабы карт 1:10000 на классиках и 1:15000 на лонгах? На Чемпионатах и Первенствах точно надо стремиться к ним. Это должен быть стандарт. Или не должен?
Сложный вопрос. Мне кажется, даже ИОФ тут противоречит себе. С точки зрения того, что мы СПОРТ – да, должен быть четкий регламент, правила. Если их не будет, то мы занимаемся какой-то самодеятельностью. С другой стороны, все тенденции спортивной картографии направлены на то, чтобы облегчить восприятие карты для спортсмена. Это генерализация, размеры знаков и т.д. Вопрос: почему тогда не изменить масштаб в сторону лучшей читаемости? Лично мне вообще без разницы какой масштаб, у меня пока хорошее зрение. Лишь бы это совсем странно не смотрелось. Бегал я как то О-ринген по карте формата A3 в масштабе 1:15000, так там карта занимала только одну треть листа, остальное — оформление. Ну бред же!
Должен ли быть стандарт – мое мнение, скорее нет. Я давно отошел от мысли, что у нас прям СПООООРТ. Столько разной ерунды у нас происходит. 🙂 «Тру ориентировщик» сможет все сделать четко в любом масштабе. Пусть лучше читаемость карты будет хорошая. Добавлю немного: на личном опыте убедился, что никто (даже элита) никак не заметит и не докажет легкое изменение масштаба. К примеру, если это 1:10000, напечатай от 1:9500 до 1:10500, даже размер знаков не меняй – не заметят. Ну и о каком регламенте вообще речь. 🙂 P.s. Конечно же, на Первенстве мы так не делали.
Можешь назвать топ своих планировок за последние два года?
Не знаю насчет топа, выбрать сложно. Я каждую дистанцию стараюсь сделать интересной, чтобы она мне нравилась. Могу предложить зимние, с наших местных стартов. Чтобы отвлечься от летних дистанций немного. Ежегодно в конце декабря мы проводим «Приз Нового года», вот дистанции последних двух лет.
Вот тут, кстати, тебе «пара вопросов от подписчиков»:
- «По каким критериям ты оцениваешь сложность точки КП?»
- «Уже не вспомню, где, но я слышал, что советуется не прятать первый пункт во избежание «паровозов» и несправедливости, когда первый участник долго не может увидеть нужную ямку, а следующий за ним легко берёт КП по спине первого. Также, как известно, на лонге прятать КП в принципе не нужно, так как поиск КП не является задачей. В связи с этим вопрос: спрятанный на дне глубокой микроямки первый КП на лонге, как это было в Полазне в 2023-м году — недочёт или обоснованная задумка?»
1.Если я правильно понял, и вопрос именно про точку, то обычно я не ее сложность оцениваю, а делаю это в комплексе с перегоном. Какая разница насколько сложная точка, если до этого ты весь перегон бежал по дороге? Перегон же можно оценить по количеству четких ориентиров на нем, поделив на его длину и учесть видимость и проходимость.
2.По поводу несправедливости: паровоз может собраться где угодно, это ориентирование. Теперь про Полазну. В 2023 году я только спланировал лонг и поставил бирки. Все ставил высоко, чтобы ребята, когда пойдут ставить КП, сразу их нашли. На самой многодневке не присутствовал. Как там поставили, я не знаю. Считаем, что отмазался? 🙂
Ну и в принципе про планировку своих лонгов в Полазне. Они у меня всегда уходят в сторону длинной классики. Почему? Во-первых, я их спланировал уже очень много, каждый год с 2015. Много чего там напридумывал, длинные перегоны повторяются. Не люблю повторяться. Каждая дистанция должна быть уникальна. Во-вторых, считаю, что лонг – дистанция по большей части для горной сложнопересеченной местности. Там можно сделать сложные интересные варианты. На наших же плоских картах другая ситуация. Варианты по типу выбора между левой или правой дорогой я за ориентирование не считаю, это скучно. Поэтому, даже если делаю длинный перегон с вариантами по дорогам, выигрышным будет прямой, хотя бы на 15-20 секунд. Спортсмен, который выбрал ориентирование, а не кросс, должен быть вознагражден. И про «прятать»: в моем понимании, это что-то вроде закопать или прикрыть специально травой, ветками. А когда я ставлю пункт по легенде, разве он спрятан? 🙂 Выбеги на нужную ямку, увидишь его. Ладно, все это шуточки, я прекрасно осведомлен обо всех требованиях.
Как считаешь, о планировке спринтов в типичной уральской застройке? Там нет крепостей, кремлей, большого количества подпорных стенок, ступенек, извилистых улиц. Как быть, как развивать спринты в наших регионах, твое мнение?
Развивать нужно. Искать районы надо или делать искусственные перекрытия. Опять вопрос о ресурсах и рентабельности. Сделать интересно и сложно можно, но какой ценой? В крупных городах еще сотни вопросов о безопасности.
Правильно я понимаю, что ты выбрал зимнее ориентирование своей основной спортивной специализацией? Почему?
Да, в один момент пришлось выбрать. В пользу зимнего ориентирования была географическая расположенность нашего региона, а переезжать я не планировал. Также у меня было много травм летом, я постоянно ноги подворачивал. Каждой весной после зимнего сезона я шел бежать отборы без правильной подготовки для суставов. Теперь голеностопы легко подворачиваются, правда, не опухают уже, привыкли. Да и я обучился технике тейпирования каменного сапога. 🙂
Дистанции мне больше нравятся летние, так как реально интересных и сложных дистанций зимой примерно одна из десяти, а летом, наверно, одна из трех. Но это к вопросу о планировке, а не к тому, какой вид интереснее.
А планировать дистанции больше нравится летние, или зимой просто пока не до этого? Помогает опыт летних планировок в выступлении на зимних стартах?
Планировать люблю всё и лето и зиму. Зимой планирую местные старты. Для полноценного проведения стартов зимой нужно хорошо сидеть на буране. У меня пока с этим печально, но, думаю, скоро научусь. Занимаюсь в школе буранщиков, где преподает Влад Киселев. Если будет возможность, и вело тоже бы спланировал. Помогает ли опыт летних планировок зимой? Наверно, нет. Общий навык ориентирования, которому способствует проведение соревнований, рисовка карт и так далее – да, помогает, но на одной дистанции из 20, где что-то идет не по плану. Например, неточности в карте, увидишь и поймешь быстрее других.
Кем ты сейчас себя больше ощущаешь: топовым планировщиком-организатором или топовым спортсменом? Или одно другому не мешает?
Топовым 🙂 ну ты скажешь. Я не выигрывал Чемпионат Мира и не планировал на нем дистанций. Пока не топовый. Одно другому не мешает. Развиваться хочется больше как планировщик, картограф, организатор, но спортивные амбиции тоже остались.
Нарисовал уже хоть одну спринтерскую карту в Перми, кстати?
Нет, только редактирую, дорисовываю. Наверно, нет смысла в этом, спринты в Перми не проводим уже давно. Слишком серьезные требования по безопасности в нашем городе. Только для тренировок детей. Да и сильно бегущих летников у нас сейчас нет, все к зиме готовятся.
В конце разговора хочу спросить, что бы ты сам себе пожелал на ближайшие два года?
Если вопрос только об ориентировании, то серьезнее погрузится в спортивную картографию, нарисовать что-нибудь достойное. Научиться нормально сидеть на буране и не топить его в снег, взять на проведение серьезные зимние старты. Попробовать поработать в других регионах, если кто предложит, или самому напроситься. Вообще есть много идей разных по проведению соревнований, не все они реализуемы, к сожалению… А еще в этом году женюсь. Пожелание: нам с Настей хорошо провести свадьбу. Построить крепкую, счастливую семью.
Спасибо за обстоятельный разговор! Спасибо, что выделил нам время. Желаю отлично добегать идущий зимний сезон! Желаю, чтобы все твои задумки осуществились! Самое главное – счастья в семье. Удачи вам!
Тебе спасибо за интервью! Всем здоровья, успехов и интересных дистанций!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!