Через поле, через лес; в небе солнце, в луже бес.
За рекой, через овраг — там живёт Иван-дурак.(25/17 , «Подорожник»)
Одна из основных аксиом, прививаемых с детства — Новый год надо отмечать дома в кругу близких людей. Елка, подарки и застолье с телевизором призваны объединять семью и делать жизнь сказочней и интересней. Было такое представление в моей голове. Но случаются исключения… Уже несколько лет подряд мы с семьей и в компании других ориентировщиков встречали новый год в «Зеленом мысу» под Новоуральском. А в этот раз решили примкнуть к команде Руслана Гайденко и отправиться в канун праздника в Алушту, что в Крыму. Инициатива исходила больше от меня, но семья и друзья поддержали это начинание…
Дорога туда на поезде до Краснодара, потом автобусом до парома, потом дальше до Симферополя, там с пересадкой в троллейбус и такси до Алушты, заняла ровно трое суток. Такой маршрут с непривычки уже сам по себе был приключением. Поздним вечером 30 декабря мы прибыли в небольшой уютный домик, где нас уже ждали ребята, приехавшие накануне сюда же на автомобиле с Урала: Маша Турченюк, Саня, Джон и Женя. Мы долго следили за их передвижением по стране, а они за нашим вояжем. Самая обсуждаемая тема последних дней — переправа на пароме через Керченский пролив. Они на машине потратили каких-то 20 часов, а мы всего часа четыре. Очереди, штормы, неорганизованность, ремонт причалов — все это вселяло ужас и священный трепет в умы каждого из нас. А на том берегу, как говорилось в новостях, отключали электричество, заканчивалась вода в кранах и не работал безналичный расчет. Зато там было море, горы и теплый климат без снега… Первая же тренировка в последний день года настроила на боевой лад — на Ангарском перевале, где самая интересная местность, все же лежал снег. Его было еще не много, но переодеваться и бегать по снегу пришлось, и это было уже очень нетривиально. Новогоднее застолье прошло в формате знакомства и очередного братания Свердловской и Челябинской областей. Оливье и телевизора было мало. Зато было гуляние под канонадой алуштинских фейерверков и поиски наряженной елочки под шелест морского бриза. Хорошо, что и семья была рядом. Легли спать около четырех. На следующий день опять тренировка на перевале. Добираемся туда, к слову, на троллейбусе. Он ходит от Симферополя в Ялту. Тащит нас от моря на высоту 750 метров, за полчаса и за 16 рублей. Второго числа тоже ездили туда. Спускаясь с горы, встречали местных жителей с санками и мольбой в глазах: «Там есть снег? Покататься хватит?» Несчастные. Немного о тренировочном процессе. Для меня он был очень интересен. Каждый перегон, каждое действие разбирается после тренировки, исходя из трека. Сознательный упор делается только на процесс ориентирования. Здесь не было отработки скорости, выносливости, силы. Только карта и твои действия. Эти действия — в формате чистой математики, а не искусства и интуиции с наблюдательностью, как обычно. Перед каждым человеком, на каждом перегоне ставится четкая и своя задача. Алгоритм определен, и за каждый шаг в сторону нужно будет потом отвечать по треку. Я справлялся с задачами примерно как 15-16-летний пацан 🙂 … Вечером позволили себе дружной компанией съездить в прибрежную баню. Из парилки — бегом в море и обратно. А на улице что-то около +2… Следующий день — это отдых от тренировок. Поездки на экскурсии, прогулки к морю, дельфинарий, и день рождения за вечерним столом.
Потом четыре дня посвятили участию во всероссийских соревнованиях, проходящих там же в Алуште. До стартов добираемся так же на троллейбусе (что очень забавно) и немного пешком. Первый день — классика в предгорьях красивой Демерджи. Много больших камней в начале и колючих непролазных зеленок потом. Накануне разбирали стратегию поведения на этой местности, но реальность превзошла все ожидания. Было местами очень непонятно. Тут я и осознал до конца, что моя беговая одежда будет порвана полностью к концу поездки. Лишь бы самому уцелеть… Второй день — городской спринт в насыщенном многоуровневом квартале. Я ни разу не бегал настоящий городской спринт с таким сложным выбором вариантов. Здесь много непреодолимых каменных стен и лесенок для подъемов и спусков на очередной уровень улиц. Бегать такие спринты тоже нужно учиться. Многие ребята в моей группе это умеют отлично (недаром тут четыре чемпиона мира). Система отметки SFR (российский аналог SI) как всегда меня напрягала. Чип часто хотел слететь, отметка работала через паузу, а тут еще на финише две станции в рассинхроне на 25 секунд. И пришлось организаторам вычислять результаты не по финишу, а по последнему КП. Завершающая петля даже тут традиционно по колючкам…
В третий день уже очень снежно и дистанция по выбору. Местность опять же имеет свою специфику. Это засаженные искусственно, выровненные террасками склоны с крутыми и глубокими оврагами. Выбор варианта, конечно, играл роль, но основное значение имели тропы на снегу и умение качественно ходить по склонам. Наша Маша взяла автограф у чемпиона мира Валентина Новикова и теперь даже знает, чем он знаменит в нашей среде 🙂 . Ночные ветра и температура в минус 15 угнетали не только нас, но и местную водоканализационную систему. Труба замерзла и хозяевам нашей мини-гостиницы пришлось сильно исхитриться, чтобы осуществить маломальскую доставку воды в наши краны. На ночь воду отключали, а днем могли помыться в горячем душе только три человека, а остальные через длительную паузу на нагрев. Это обычные реалии, и к середине турпоездки мы начали привыкать. Несмотря на все это, в последний день почти все отважились пойти на старт длинной дистанции с общего старта. На улице минус десять и снежно. Идем три километра пешком, все почти в гору. На стартовой открытой площадке очень ветрено и холодно. Бежать десять километров с набором высоты 500 метров. Парни бьют копытом и шутят. Почти всю дорогу кто-то был рядом и скорость была веселой. Было много ходьбы в гору, спусков вниз на попе и обычные колючки с зеленками. К финишу согрелся очень и был этому рад. Организаторы сильно не заморачивались: многие точки были с прошлогодних стартов (разбирали старые карты) и дистанции разных коридоров совпадали большими кусками.
Удавалось и погулять по Алуште. Отовсюду попахивает Советским Союзом, все немного неторопливо, людей на улицах совсем мало, машин тоже очень мало. Кассы в магазине работают через раз, но в парке у моря очень красиво и грязи на дорогах нет. Если планомерно вкладывать деньги сюда, то курорт расцветет и в зимнее время. А пока там отцветали розы и падала хурма, пока не пошел снег… Я с удовольствием отбегал еще пару тренировочных дней по математической системе. Очень интересно! А с Русланом Альбертовичем еще весело и харизматично. Пытались находить местности с минимальным набором колючек и снега, использовать каждый клочок для отработки необходимых навыков. А накануне нашего отъезда поехали с Антоном Сорокиным на вторую тренировку на Ангарский перевал, где бегали еще в конце прошлого года 🙂 . И застали наверху снег по колено, много машин и радостных людей с санями, лыжами и даже сноубордами. Тренировка не удалась, но контрасты горно-морского климата в очередной раз поразили.
Кто-то еще сомневается Крым — это Россия или нет? Я сделал для себя однозначный вывод, когда увидел в протоколе по два Александра Шавкунова каждый день (зачем, спрашивается, проходили официальную и грозную мандатную? ), когда точки и карты на Всероссийских были забеганы в предыдущие годы, когда грубят и бубнят на кассах в магазинах. Такое встречается у нас сплошь и рядом. Но при этом народ в троллейбусе, такси и на улице душевный и простой. Безусловно, специфика переходного времени с отключениями электричества, нехваткой воды, санкциями подсознательно сказывается, но люди там любят повторять, что нет в этом ничего страшного и жизнь идет своим чередом.
Дорога домой началась в такси до симферопольского аэропорта. Водитель еще раз укрепил нас в уверенности, что с погодой нам сильно не повезло. Обычно в январе там +10, а не минус. Потом я впервые из терминала очень близко увидел, как готовят наш самолет ко взлету, как грузят вещи и продукты. Потом мы со второго раза приземлились в Москве и галопом помчались на Красную Площадь. Маша там не была ни разу. А новогоднее настроение там сейчас создается очень классно. Галопом же мы помчались обратно в аэропорт и ожидали-ожидали-ожидали своего вылета в Екатеринбург. Приходили, извинялись, чинили, наконец подали нам новый самолет и мы взлетели в московскую ночь. Рано утром 12 января мы приземлились в Екатеринбурге. Устали, конечно, меньше, чем за трое суток дороги туда, но нервов помотали опять изрядно… На следующий день, говорят, эта авиакомпания обанкротилась…
По общему мнению поездка вышла тяжелой и не всегда новогодне-праздничной. Если относиться к ней, как к тренировочному сбору в разгар зимы, то хорошо. Если же как к новогоднему семейному отпуску, то с натяжкой 🙂 . Мне понравилась рабочая атмосфера тренировок и разборов у челябинцев. Все по делу и без лишнего шума. Как всегда впечатлили горы с морем. Появились новые знакомства и новые впечатления от старых знакомых. Ну и вообще, дорога поездами-самолетами-пароходами… Я благодарен Ирине и Маше, что они выдержали. Воспоминаний и эмоций хватит на долгое время. Новый заряд и мотивация на будущее получены!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Андрей, спасибо за подробный отчет, так как многие уже рассматривают посещение Крыма, и информация «первооткрывателей» важна.
Как то грустно, как будто пожалел, что поехал в Крым.
Поездка правда получилась очень противоречивой. Что поехал, не пожалел. В плане тренировочного процесса все было, как надо. Если будет возможность — поеду еще.